Бесхозяйный объект недвижимого имущества

Ответы на вопросы по теме: "Бесхозяйный объект недвижимого имущества" с комментариями профессионалов для людей. Актуальность данных на 2020 год можно уточнить у дежурного специалиста.

Статья 225. Бесхозяйные вещи

1. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

2. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

[2]

3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

4. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет уполномоченный государственный орган города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя может обратиться в суд с требованием о признании права собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на данную вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в собственность города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, может быть вновь принята во владение, в пользование и в распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Комментарий к Ст. 225 ГК РФ

1. Комментируемая статья содержит чрезвычайно важные для гражданского оборота положения о правовом режиме бесхозяйных вещей. Эти положения позволяют установить основания правомерного завладения такими вещами и возникновения права собственности на них. Возможность присвоения бесхозяйных вещей позволяет, во-первых, вновь вовлечь их в оборот, а во-вторых, возложить бремя содержания вещи на нового собственника и обеспечить привлечение его к ответственности за вред, причиненный такой вещью третьим лицам.

2. Предусматриваются три случая, в которых вещь является бесхозяйной:

1) вещь не имеет собственника;

2) собственник вещи неизвестен;

3) собственник вещи отказался от нее.

В соответствии со ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

Принципы ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имуществ и сделок с ним практически исключают существование недвижимости, собственник которой неизвестен, или недвижимости, не имеющей собственника. К такой недвижимости могут относиться объекты, права на которые возникли до введения в действие Закона о регистрации и не зарегистрированы в соответствии с этим Законом.

Объекты, собственники-граждане которых скончались, не могут считаться бесхозяйными даже в тех случаях, когда никто из наследников по закону или по завещанию не принял наследства, поскольку в соответствии со ст. ст. 1151 и 1152 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным. Для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется, что означает возникновение права собственности у публичного субъекта в силу закона.

3. Комментируемая статья устанавливает различные правила присвоения бесхозяйных движимых и недвижимых вещей.

По общему правилу право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено по давности владения (ст. 234 ГК), за исключением случаев, когда оно может возникнуть ранее по иным основаниям — в силу правил о возникновении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (ст. 226 ГК), о находке (ст. ст. 227 и 228 ГК), о безнадзорных животных (ст. ст. 230 и 231 ГК) и кладе (ст. 233 ГК). Перечисленные случаи дают возможность стать собственником движимой бесхозяйной вещи значительно быстрее, чем через пять лет (см. комментарий к ст. 234 ГК), например немедленно по поступлении вещи во владение в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 226 ГК РФ.

Бесхозяйные недвижимые вещи также могут поступить в собственность на основании приобретательной давности, однако для публичных субъектов (муниципальных образований, а также городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) комментируемая статья делает исключение. В ней закрепляется правило об «оккупации» — переходе права собственности на бесхозяйную недвижимость к публичному собственнику, на территории которого находится эта вещь. Это основание возникновения права собственности является первоначальным. В отличие от правил о переходе права собственности на выморочное имущество (ст. 1151 ГК) комментируемые положения не предусматривают переход к публичному собственнику обязанностей прежнего собственника.

В порядке «оккупации» движимые вещи могут перейти в муниципальную собственность также и в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 228 и п. 1 ст. 231 ГК РФ (см. комментарий к указанным статьям).

4. Правила о переходе бесхозяйной недвижимой вещи к публичному собственнику, содержащиеся в п. п. 3 и 4 комментируемой статьи, одинаковы. Различаются лишь субъекты, в пользу которых установлено положение о переходе права собственности. Пункт 4 ст. 225 ГК РФ является специальным правилом, в соответствии с которым бесхозяйная недвижимость, находящаяся на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, переходит не в собственность муниципального образования, а в собственность названных субъектов Российской Федерации.

Читайте так же:  Можно ли получить инн в любой налоговой

Для возникновения права собственности муниципальных образований и городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга необходимо последовательное совершение следующих действий:

1) постановка бесхозяйной недвижимости на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных (муниципальных) органов.

Принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют: Федеральная регистрационная служба — в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории более одного регистрационного округа; территориальные органы Федеральной регистрационной службы — в отношении иных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. Порядок принятия на учет бесхозяйной недвижимости и снятия ее с такого учета определяется Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580;

2) обращение уполномоченного органа в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет;

3) судебное решение о признании права муниципальной или государственной собственности;

4) государственная регистрация возникновения права муниципальной или государственной собственности.

Уточнен порядок принятия на учет бесхозяйной недвижимости

Установлено, что в случае, если в государственном кадастре недвижимости в течение 5 лет с даты присвоения кадастровых номеров ранее учтенным зданиям, сооружениям, помещениям, объектам незавершенного строительства отсутствуют сведения о правах на такие объекты недвижимости или о вещных правах на земельные участки, на которых расположены такие объекты недвижимости, орган кадастрового учета в течение 10 рабочих дней по истечении указанного срока будет направлять сведения о таких объектах недвижимости в уполномоченные органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а если такие объекты недвижимости находятся на межселенных территориях, — в органы местного самоуправления муниципальных районов или, если такие объекты недвижимости находятся на территориях субъектов РФ — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, в уполномоченные государственные органы соответствующего субъекта РФ — города федерального значения. Соответствующий орган будет инициировать процедуру признания объекта недвижимого имущества бесхозяйным в установленном порядке.

Это правило не применяется к зданиям, сооружениям, если осуществлена государственная регистрация права собственности хотя бы на одно помещение, расположенное в таком здании, сооружении, к многоквартирным домам, а также помещениям, расположенным в многоквартирном доме и составляющим общее имущество в нем.

Также Федеральным законом уточнен порядок представления документов на государственную регистрацию прав. Так, лицо, в отношении которого принят акт органа государственной власти или акт органа местного самоуправления либо которым совершена сделка с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе на основании такого акта, вправе представить заявление о государственной регистрации соответствующих права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество либо сделки и необходимые для государственной регистрации документы по собственной инициативе.

Федеральный закон вступает в силу с 1 декабря 2015 года.

Приложение. Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей

Приложение
к приказу Министерства
экономического развития РФ
от 10 декабря 2015 г. N 931

Порядок
принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей

1. Настоящий Порядок в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»* (далее — Закон) устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

2. Принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее — федеральный орган, орган регистрации прав);

территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее — орган регистрации прав).

На основании решений федерального органа принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей может осуществлять подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (далее — орган регистрации прав).

3. На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее — объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

4. Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке:

прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка;

проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

5. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее — заявление) (приложение N 1 к настоящему Порядку):

органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях — органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований;

исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.

В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.

6. Обязательным приложением к заявлению являются документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации**.

7. При нахождении объекта недвижимого имущества на территории более одного муниципального образования заявление подается любым органом местного самоуправления с указанием в этом случае наименования другого муниципального образования, на территории которого также находится объект недвижимого имущества.

8. Решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее пятнадцати рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов органом регистрации прав.

Читайте так же:  Новости о садовых товариществах сегодня

9. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона.

Наличие в Едином государственном реестре недвижимости записей об ограничениях (обременениях) прав на объект недвижимого имущества (за исключением записей об аресте и иных запрещениях совершать определенные действия с недвижимым имуществом, о запрещении органу регистрации прав осуществлять учетные и (или) регистрационные действия с объектом недвижимости, о залоге, избранном в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации) не является препятствием для принятия на учет объекта недвижимого имущества, при условии, что информация о таких ограничениях (обременениях) прав известна заявителю.

10. После принятия на учет объекта недвижимого имущества в связи с отказом собственника от права собственности на него орган регистрации прав направляет заявителю и отказавшемуся (отказавшимся) от права собственности лицу (лицам) уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, от права собственности на который собственник отказался (приложение N 2 к настоящему Порядку), в срок и в порядке, установленные частью 5 статьи 34 Закона для уведомления правообладателя (правообладателей) об изменениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости на основании сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

11. После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, орган регистрации прав направляет заявителю уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества (приложение N 3 к настоящему Порядку) в срок и в порядке, установленные частью 5 статьи 34 Закона для уведомления правообладателя (правообладателей) об изменениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости на основании сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

12. Заявление и прилагаемые к нему документы возвращаются органом регистрации прав, если:

из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным;

в представленных документах отсутствует заявление собственника (всех участников общей собственности, если объект недвижимого имущества находится в общей собственности) об отказе от права собственности на объект недвижимости или из представленного заявления однозначно не следует, что данное лицо отказывается от права собственности на объект недвижимого имущества;

из представленных документов не следует, что лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта недвижимого имущества;

Единый государственный реестр недвижимости содержит запись об ограничении (обременении) прав на объект недвижимого имущества (за исключением записей об аресте и иных запрещениях совершать определенные действия с недвижимым имуществом, о запрещении органу регистрации прав осуществлять учетные и (или) регистрационные действия с объектом недвижимости, о залоге, избранном в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации), а из представленных документов не следует, что информация о наличии указанных ограничений (обременений) права известна заявителю;

в течение установленного пунктом 8 настоящего Порядка срока в орган регистрации прав поступят документы об аресте или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

собственник объекта недвижимости представит в орган регистрации прав заявление о принятии объекта недвижимого имущества вновь во владение, пользование и распоряжение;

собственник объекта недвижимости представит в орган регистрации прав заявление о том, что им не совершались действия, направленные на отказ от права собственности.

13. Объект недвижимого имущества снимается с учета в качестве бесхозяйного в случае:

государственной регистрации права собственности на данный объект в соответствии с порядком, установленным Законом;

принятия вновь этого объекта ранее отказавшимся от права собственности собственником (собственниками) во владение, пользование и распоряжение.

14. Запись о снятии объекта недвижимого имущества с учета вносится в Единый государственный реестр недвижимости одновременно с записью о государственной регистрации права собственности.

15. Независимо от даты принятия на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного собственник этого имущества, от прав на которое он ранее отказался, но право собственности которого не прекращено на законных основаниях, может обратиться в орган регистрации прав с заявлением о принятии вновь этого имущества во владение, пользование и распоряжение (пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации***). Указанное заявление рассматривается в сроки, установленные пунктом 8 настоящего Порядка. В этом случае объект недвижимого имущества снимается с учета в качестве бесхозяйного с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о снятии его с учета.

16. После государственной регистрации права собственности (за исключением права муниципальной (государственной) собственности) на объект недвижимого имущества орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней с даты внесения записи о снятии данного объекта с учета в качестве бесхозяйного обязан направить в соответствующий орган местного самоуправления (исполнительный орган государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) уведомление о снятии объекта недвижимого имущества с учета с указанием оснований снятия объекта недвижимого имущества с учета в качестве бесхозяйного по адресу электронной почты, указанному в заявлении.

17. В случае проведения государственной регистрации права муниципальной (государственной) собственности на объект недвижимого имущества орган регистрации прав обязан направить собственнику, отказавшемуся от права собственности на данный объект, уведомление о снятии объекта недвижимого имущества с учета в качестве бесхозяйного и государственной регистрации права муниципальной (государственной) собственности на него (с указанием реквизитов вступившего в силу решения суда, на основании которого было зарегистрировано право собственности, а также даты и номера государственной регистрации права собственности) в порядке и способами, установленными в соответствии с частью 5 статьи 56 Закона.

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4344.

** В соответствии с частью 16 статьи 32 Закона.

[3]

*** Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2008, N 30, ст. 3597; 2009, N 7, ст. 775.

Юридические услуги в Курске — Юрист Умеренков О.Н.

Юрист Умеренков Олег Николаевич

ВАС РФ: Нельзя признать объект недвижимости бесхозным, если владелец не зарегистрировал право собственности на него

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ ОТ 02.07.2013 N 1150/13 ПО ДЕЛУ N А76-24747/2011 «НЕЛЬЗЯ ПРИЗНАТЬ ОБЪЕКТ НЕДВИЖИМОСТИ БЕСХОЗЯЙНЫМ ЛИШЬ ПОТОМУ, ЧТО ВЛАДЕЛЕЦ НЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАЛ ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА НЕГО»

Читайте так же:  Отпуск совместительства больше

2. Проблема реализации собственником недвижимого имущества права на государственную регистрацию за ним права собственности в случае принятия муниципальным органом такого имущества на учет как бесхозяйного >>>

Видео (кликните для воспроизведения).

3. Позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ >>>

4. Оговорка о возможности пересмотра по новым обстоятельствам судебных актов, вступивших в законную силу >>>

ООО «Южуралтранс плюс» (далее — общество) 22 апреля 2011 г. обратилось в Управление Росреестра по Челябинской области (далее — управление) с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на административное знание. В обоснование своих требований общество указало, что приобрело спорное здание по договору купли-продажи от 01.12.2002 и с этого момента осуществляет в отношении него все правомочия собственника.

Несмотря на заявление общества, управлением было удовлетворено более позднее заявление муниципального образования от 03.06.2011 о принятии на учет спорного здания как бесхозяйного объекта недвижимого имущества с внесением в ЕГРП соответствующей записи.

Общество посчитало данные действия управления незаконными и обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании управления аннулировать в ЕГРП запись о принятии на учет здания.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, сочли действия управления по принятию на учет спорного здания в качестве бесхозяйного законными. Суд кассационной инстанции акты нижестоящих судов отменил, а заявленные обществом требования удовлетворил. При этом суд, в частности, исходил из того, что факт открытого владения обществом спорным объектом лицами, участвующими в деле, не оспаривался, а названный договор купли-продажи, на основании которого общество вступило во владение, незаключенным или недействительным не признан.

Следует отметить, что позиция суда кассационной инстанции в целом была воспринята Президиумом ВАС РФ, поэтому полностью в настоящем разделе не приводится.

При рассмотрении настоящего дела перед судами возник вопрос о возможности реализации обществом права на государственную регистрацию за ним права собственности на здание в случае признания этого объекта недвижимости бесхозяйным и постановки на учет в качестве такового.

2. Проблема реализации собственником недвижимого имущества права на государственную регистрацию за ним права собственности в случае принятия муниципальным органом такого имущества на учет как бесхозяйного

Обозначенная проблема связана с тем, что лицо, приобретшее объект недвижимого имущества, по тем или иным причинам в течение длительного времени не предоставляет регистрирующему органу правоустанавливающие документы (к примеру, договор купли-продажи) для осуществления государственной регистрации перехода права собственности на объект.

Результатом такого бездействия владельца недвижимости является то, что объект может быть признан бесхозяйной вещью, то есть вещью, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п. 1 ст. 225 ГК РФ).

Целью постановки на учет имущества как бесхозяйного является признание на него в дальнейшем права муниципальной собственности. Для этого органу местного самоуправления, на территории которого находится данный объект недвижимости, требуется представить регистрирующему органу заявление с приложенным комплектом документов, подтверждающих, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным (п. 3 ст. 225 ГК РФ, п. п. 5, 7 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580).

Формально если из представленных документов следует, что данный объект не зарегистрирован в органе технического учета, сведения о нем отсутствуют в региональном и федеральном реестрах имущества, то регистрирующий орган принимает объект недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного. Однако в действительности может возникнуть ситуация, когда недвижимое имущество имеет собственника или законного владельца, хотя сведения о нем отсутствуют в публичных реестрах. Это порождает споры между собственниками недвижимого имущества, органами местного самоуправления и иными заинтересованными лицами.

Полагая, что постановка недвижимой вещи на учет как бесхозяйной препятствует реализации собственниками права на государственную регистрацию права собственности на эту вещь (ст. 551 ГК РФ), последние обращаются в суд за защитой нарушенного права. Если регистрирующий орган удовлетворяет требования собственников, органы местного самоуправления обращаются в суд с исками о признании незаконным отказа в государственной регистрации и принятия на учет бесхозяйного объекта недвижимости.

Зачастую результат разрешения таких дел зависит от установления судом обстоятельств, являющихся основанием для признания недвижимого имущества бесхозяйным или подтверждающих отсутствие этих оснований.

В практике арбитражных судов в настоящий момент сложилось два противоположных подхода к разрешению данной категории споров.

Арбитражные суды, придерживающиеся первого подхода, обращают внимание на то, что не принятое на учет в ЕГРП недвижимое имущество не может быть признано бесхозяйным при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

— правопритязание на объект недвижимого имущества (факт подачи в арбитражный суд искового заявления о государственной регистрации перехода права собственности на спорный объект недвижимости);

— фактическое владение данным имуществом каким-либо лицом (осуществление охраны, текущего ремонта, оплата тепло- электроэнергии, используемой в ходе эксплуатации объекта, сдача объекта в аренду);

— наличие у какого-либо лица правоустанавливающих документов на спорный объект недвижимости (договор купли-продажи, акт приема-передачи).

Таким образом, отсутствие сведений в реестрах муниципальной и федеральной собственности о правообладателе спорного недвижимого имущества, а также сведений о государственной регистрации права какого-либо лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.

Кроме того, суды указывают, что приобретение муниципальной собственности способом, предусмотренным ст. ст. 218, 225 ГК РФ, возможно лишь тогда, когда отсутствуют правопритязания на объект недвижимости, а также фактическое владение данным имуществом каким-либо лицом. Судебная практика.

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.09.2010 по делу N А19-3825/10;

[1]

— Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.08.2011 по делу N А27-11096/2010;

— Постановление ФАС Московского округа от 26.07.2012 по делу N А41-16826/11;

— Постановление ФАС Поволжского округа от 12.07.2012 по делу N А57-5559/2011;

— Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 09.08.2013 по делу N А22-2398/2012;

— Постановление ФАС Уральского округа от 27.06.2012 N Ф09-4109/12 по делу N А50-16084/2011;

— Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2012 N 18АП-6507/2012 по делу N А76-25260/2011;

Читайте так же:  Как пожаловаться на номер телефона спам

— Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2010 N 18АП-9981/2010 по делу N А34-2337/2010.

Приведенный подход арбитражных судов соответствует правовой позиции, изложенной Президиумом ВАС РФ в настоящем Постановлении.

Второй правовой подход к разрешению данной категории споров был изложен коллегией судей ВАС РФ в Определении от 18.04.2013 N ВАС-1150/13 по делу N А76-24747/2011 (далее — Определение N ВАС-1150/13), и он заключается в следующем.

Наличие правопритязаний лица в отношении спорного объекта недвижимого имущества при отсутствии регистрации права на это имущество не может являться основанием для отказа в принятии на учет спорного объекта в качестве бесхозяйного.

Учет спорного объекта в качестве бесхозяйного не влечет нарушения прав неизвестного собственника либо прав владельца в случае признания за ним права собственности на спорный объект недвижимости, а также не влечет изменений в фактическом владении лицом этим объектом.

Применительно к рассматриваемому спору коллегия судей ВАС РФ в Определении N ВАС-1150/13 указала на то, что надлежащих правоустанавливающих документов, свидетельствующих о праве собственности на здание каких-либо лиц, в том числе общества, регистрирующему органу и в материалы дела не предоставлено. Договор купли-продажи, на основании которого общество считает себя собственником здания, оценивался в рамках другого дела, где обществу было отказано в государственной регистрации перехода права собственности на спорное здание.

Сходная позиция по изложенному вопросу ранее встречалась в практике арбитражных судов. Судебная практика.

— Постановление ФАС Поволжского округа от 11.07.2013 по делу N А72-11498/2012;

— Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.04.2010 по делу N А56-37740/2009.

3. Позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ

Президиум ВАС РФ постановление суда кассационной инстанции оставил без изменения, а заявление управления без удовлетворения. При этом Президиум ВАС РФ сформулировал следующие правовые позиции.

3.1. Правовая позиция Президиума ВАС РФ: если у лица, приобретшего недвижимое имущество, или иного лица отсутствует зарегистрированное право собственности на этот объект, то само по себе это не может являться основанием для признания такого объекта бесхозяйным.

Комментарий: Отсутствие оснований для признания недвижимого имущества бесхозяйным может быть подтверждено обстоятельствами, свидетельствующими о наличии условий, при которых недвижимое имущество может быть приобретено законным владельцем либо иным лицом в собственность в силу приобретательной давности. К указанным обстоятельствам относятся:

— нахождение недвижимого имущества в открытом и непрерывном владении лица, приобретшего его на основании договора купли-продажи;

— осуществление лицом в отношении недвижимого имущества всех правомочий собственника (к примеру, сдача имущества в аренду);

— предоставление суду действительных правоустанавливающих документов на недвижимое имущество, на основании которых лицо вступило во владение.

Таким образом, действия регистрирующего органа по принятию на учет данного имущества в качестве бесхозяйного не соответствуют закону и нарушают права и интересы лица, приобретшего это имущество.

3.2. Правовая позиция Президиума ВАС РФ: к обстоятельствам, подтверждающим отсутствие оснований для признания недвижимого имущества бесхозяйным, также относится наличие правопритязаний лица на объект недвижимости.

Комментарий: Названо еще одно обстоятельство, свидетельствующее об отсутствии оснований для признания недвижимого имущества бесхозяйным. Президиум ВАС РФ указал, что наличие правопритязаний лица на объект недвижимости может выражаться в подаче:

— заявления в регистрирующий орган о государственной регистрации перехода права собственности на спорный объект;

— искового заявления в суд о понуждении к государственной регистрации перехода права собственности на спорный объект в порядке ст. 551 ГК РФ.

4. Оговорка о возможности пересмотра по новым обстоятельствам судебных актов, вступивших в законную силу

В рассматриваемом Постановлении Президиум ВАС РФ указал, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со сходными фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, которое расходится с толкованием, содержащимся в рассматриваемом Постановлении, могут быть пересмотрены на основании п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ, если для этого нет других препятствий.

В силу п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 52 «О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам» это указывает на придание данной правовой позиции Президиума ВАС РФ обратной силы.

В связи с этим рассматриваемое Постановление Президиума ВАС РФ является основанием для пересмотра судебных актов по новым обстоятельствам.

Как получить в собственность чужое и бесхозяйное имущество

Основания приобретения права собственности

Граждане и юрлица могут бесплатно приобрести чужое или бесхозяйное имущество в собственность. Для этого нужно добросовестно, открыто и непрерывно владеть движимым имуществом как своим в течение пяти лет или недвижимостью – в течение 15 лет. Такой процесс называется приобретательная давность (п. 1 ст. 234 ГК).

Судебных решений об отказе в применении приобретательной давности больше, чем о её применении. Для победы нужно доказать много фактов, что на практике сделать сложно.

Лицо не должно скрывать владения имуществом (постановление пленума ВС № 10, пленума ВАС № 22). Подтвердить открытое владение помогут:

  • договор аренды земельного участка, на котором расположен спорный объект. «Нередко в процессе признания права собственности на здания по приобретательной давности возникает риск полной потери земельного участка. Еще иногда обнаруживается незаконное пользование и распоряжение землей, что может повлечь штрафы», – заявила адвокат, председатель московской «Коллегии адвокатов Павла Астахова» Виктория Данильченко;
  • договор аренды спорного объекта. В этом случае открытость владения можно подтвердить, например, постановлениями и распоряжениями органов местного самоуправления в отношении спорного имущества;
  • договоры электроснабжения, газоснабжения, охраны, вывоза мусора, технического обслуживания газового оборудования и прочие доказательства содержания объекта, а также квитанции об оплате всех этих услуг;
  • документы о регистрации владельца по месту нахождения спорного имущества (№ А56-16350/2015);
  • чеки на ремонт объекта;
  • разрешение на реконструкцию объекта;
  • акты и уведомления о передаче бесхозного имущества и постановке его на баланс приобретателя (№ 13АП-20619/2015);
  • переписка по вопросам владения объектом с органами власти;
  • свидетельские показания.

Практика Верховный суд рассказал, как получить бесхозяйную недвижимость

Нужно, чтобы движимое имущество (например, машина) было у нового владельца постоянно не менее пяти лет, а если это недвижимость – 15 лет (постановление Пленума ВС № 10, Пленума ВАС № 22). Как указывает Верховный суд, передача имущества во временное владение другому лицу не влияет на непрерывность (№ 32-КГ15-16, № 307-ЭС14-329). О непрерывности свидетельствуют:

  • договоры аренды и дополнительные соглашения к ним;
  • финансовые документы;
  • документы, подтверждающие размещение оборудования на объекте;
  • квитанции об оплате налога на имущество;
  • чеки на ремонт и эксплуатационные расходы.
Читайте так же:  Повторное лишение прав в нетрезвом виде

Все эти документы должны относиться к разным временным периодам (например, с 2013 по 2017 год машина сдавалась в аренду по договору, а в 2018 году она пять раз была в ремонте, о чем есть чеки).

Если объект опечатывался и владелец не мог им пользоваться, непрерывности не будет (№ А40-115/13).

Владение вещью как своей собственной

Между владельцем и собственником не должно быть договоров аренды, хранения, безвозмездного пользования и других (постановление Пленума ВС № 10, Пленума ВАС № 22 от 29.04.2010). Иначе вещь нельзя приобрести в собственность, поскольку владение ею осуществляется не вместо собственника, а наряду с ним – если, конечно, собственник не отказался от своего права на вещь и не утратил к ней интерес (№ 127-КГ14-9).

Владение имуществом как своим собственным подтверждается свидетельскими показаниями, инвентарными карточкам учёта основных средств, декларациями по налогу на имущество, договорами на обслуживание, документами о затратах на содержание объекта.

Отстоять свои интересы на имущество поможет установленный законодателем 10-летний «объективный» срок исковой давности (п. 2 ст. 169 ГК). Этот срок значительно сложнее признать неистёкшим, что повышает шансы отбиться от иных претендентов на имущество.

Порядок приобретения права собственности

Если пять лет добросовестно, открыто и непрерывно владеть движимым имуществом (например, машиной) как своим, право собственности на него возникнет автоматически. В случае с недвижимостью придется обратиться в суд с иском к прежнему собственнику. Если прежний собственник неизвестен, суд проходит в порядке особого производства, а в качестве заинтересованного лица привлекается представитель Росреестра. Решение суда становится основанием для регистрации права собственности (п. 1 ст. 234 ГК).

Доказать момент завладения вещью должен заявитель-давностный приобретатель. Ставить бесхозяйную недвижимость на учет не нужно, дожидаться от суда отказа в признании права муниципальной собственности на недвижимость тоже не обязательно (п. 19 постановление Пленума ВС № 10, Пленума ВАС № 22 от 29.04.2010).

ВС указал: владелец недвижимости всегда знает об отсутствии у него права собственности, поскольку её нужно регистрировать, но это не должно мешать получению права собственности в силу приобретательной давности (п. 20 постановление Пленума ВС № 10, Пленума ВАС № 22 от 29.04.2010, № 127-КП6-12).

Когда муниципалитет или иные заинтересованные лица заявляют о своих правах на недвижимость до того, как давностный владелец успел оформить это имущество в собственность, суд переходит к исковому производству. В этом случае будет решаться, был ли известен прежний собственник давностному владельцу. Суд учитывает:

  • предпринимал ли муниципалитет какие-либо действия до подачи иска;
  • осуществлял ли муниципалитет свои права собственника в отношении указанного имущества;
  • оспаривал ли законность владения истцом спорным имуществом (№ 5-КГ17-76).

«Лицо, считающее себя собственником недвижимости в силу приобретательной давности, должно доказать, что органы местного самоуправления точно знали о его выбытии», – отметила партнёр Capital Legal Services Capital Legal Services Федеральный рейтинг группа Коммерческая недвижимость/Строительство группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Цифровая экономика группа Управление частным капиталом группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Банкротство группа Интеллектуальная собственность Профайл компании × Елена Степанова. Бездействие публично-правового образования означает, что имущество можно передать заявителю (№ 81-КГ18-15). Если муниципалитет не проявлял интереса к спорному имуществу и не заявлял о своем праве собственности, никаких препятствий для давностного приобретателя возникнуть не должно.

Что можно и что нельзя приобрести

«В земельном законодательстве нет приобретательной давности. Нормы о публичной собственности на землю должны быть известны всем, поэтому лицо, построившее объект на чужой земле, не является добросовестным застройщиком и не может приобрести его в собственность («Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством», утв. Президиумом ВС 19.03.2014)», – рассказал руководитель практики по недвижимости и строительству Максима Лигал Максима Лигал Региональный рейтинг группа Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Налоговое консультирование и споры группа Арбитражное судопроизводство группа Банкротство 5 место По количеству юристов × Константин Бойцов. Дело в том, что земля, не находящаяся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований, является государственной (п. 2 ст. 214 ГК). Участок, от которого отказался собственник, с даты госрегистрации прекращения права собственности становится собственностью публичного образования (п. 1 ст. 16, п. 1.1 ст. 19 ЗК). Однако не стоит забывать про «дачную амнистию» – если у вас есть правоустанавливающий документ на землю, выданный до 30 октября 2001 года, собственность должны зарегистрировать («Совфед продлил «дачную амнистию» до 2020 года»).

Видео (кликните для воспроизведения).

На самовольную постройку нельзя получить право собственности по приобретательной давности, если она угрожает жизни и здоровью граждан (ст. 222 ГК, Информационное письмо Президиума ВАС РФ № 143). Когда угрозы нет и интересы третьих лиц не нарушены, проблем не возникает (п. 12 Информационного письма Президиума ВАС № 143). Самовольная постройка должна быть расположена на законно занимаемом земельном участке («Обзор законодательства и судебной практики ВС за первый квартал 2003 года») при условии, что её владелец ранее не мог узаконить постройку (п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 143).

Источники


  1. Теория государства и права. — М.: Астрель, Сова, 2013. — 591 c.

  2. Коряковцев, В.В. Суд присяжных в России: история и современность.-Спб.:Алеф-Пресс,2015. / В.В. Коряковцев. — Москва: СИНТЕГ, 2015. — 341 c.

  3. Оксамытный, В.В. Теория государства и права / В.В. Оксамытный. — М.: ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2004. — 563 c.
  4. Брауде Илья Записки адвоката; Советская Россия — М., 2010. — 224 c.
  5. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. — Москва: Мир, 2002. — 528 c.
Бесхозяйный объект недвижимого имущества
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here