Благотворительный фонд форма организации

Ответы на вопросы по теме: "Благотворительный фонд форма организации" с комментариями профессионалов для людей. Актуальность данных на 2020 год можно уточнить у дежурного специалиста.

Благотворительный фонд форма организации

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Благотворительный фонд (некоммерческая организация), применяющий общую систему налогообложения, организовывает банкет, приуроченный к новогоднему празднику, и приглашает людей, на котором будет раздавать всякие мелочи гостям (календари, ежедневники и т.д.).
На календарях и ежедневниках, которые будут раздаваться гостям, изображен логотип фонда. Данное мероприятие проводится с целью ознакомления гостей с деятельностью фонда. На мероприятие приглашены потенциальные благотворители. Конкретно на цели проведения банкета никто из физических и юридических лиц (благотворителей) денежные средства Фонду не передавал.
Фонд ведет свою деятельность только в рамках благотворительности в течение года. Своей прибыли как таковой нет. Фонд на основании устава имеет право расходовать из вкладов от физических и юридических лиц на своё содержание до 20% в рамках установленных правил (не более 20%) за год. В течение 2017 года на содержание Фонда были израсходованы 5% от суммы таких средств.
Как данные расходы отражаются при налогообложении прибыли?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
У Фонда в данном случае есть предпосылки для применения пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ, если Фонд получает не только средства на осуществление непосредственно благотворительной деятельности, но и пожертвования.
Если исходить из того, что проведение Фондом праздничного мероприятия направлено на привлечение новых благотворителей (то есть осуществляется деятельность по привлечению ресурсов), то суммы пожертвований, использованные на проведение этого мероприятия (в том числе на расходы по изготовлению календарей и ежедневников), в состав доходов при налогообложении прибыли включать не нужно.

Обоснование позиции:

Правовые аспекты

Налог на прибыль

[2]

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Овчинникова Светлана

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

20 декабря 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Кулакова О.С., Новикова Н.А. Комментарий к Федеральному закону от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». — Специально для системы ГАРАНТ, 2012 г.

Статья 7. Формы благотворительных организаций

Статья 7. Формы благотворительных организаций

Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций.

Благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, если ее учредителем является благотворительная организация.

См. комментарии к статье 7 настоящего Федерального закона

>
(утратила силу)
Содержание
Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 6. Организационно-правовые формы благотворительных организаций

Статья 6. Организационно-правовые формы благотворительных организаций

Благотворительные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций с учетом установленных им ограничений, в том числе:

— благотворительная общественная организация — общественная организация граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности их интересов для совместного осуществления благотворительной деятельности;

— благотворительная религиозная организация (объединение) — религиозная организация (объединение), действующая в соответствии с зарегистрированным в установленном законом порядке уставом, предусматривающим осуществление благотворительной деятельности;

[1]

— благотворительный фонд — не имеющая членства благотворительная организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные цели;

— благотворительное учреждение — благотворительная организация, созданная собственником, финансирующим ее полностью или частично и закрепляющим за ней имущество на правах оперативного управления, для решения частных задач благотворительности;

— благотворительная ассоциация (союз) — добровольное объединение благотворительных организаций, фондов.

Требования к уставным нормам, порядок изменения устава, реорганизации и ликвидации благотворительной организации; порядок ее деятельности, управления имуществом и соответствующие ограничения определяются законодательством Российской Федерации в соответствии с ее организационно-правовой формой и дополнениями, установленными настоящим Законом.

Учредителями благотворительных фондов, собственниками благотворительных учреждений и членами благотворительных ассоциаций (союзов) не могут быть органы государственной власти и местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения.

>
Регистрация и паспортизация благотворительных организаций
Содержание
Закон г. Москвы от 5 июля 1995 г. N 11-46 «О благотворительной деятельности» (с изменениями и дополнениями) (утратил.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Регистрация фонда

ГК с сентября 2014 года разделил все организации на унитарные и корпорации. Фонд является унитарной организацией, то есть фонд не имеет членства. Фонды учреждаются гражданами и/или юридическими лицами. Для учреждения фонда учредителями вносятся добровольные имущественные взносы. Переданное учредителями фонду имущество является его собственностью. Ежегодной обязанностью фонда является публикация отчетов об использовании своего имущества. Создание фонда преследует достижение благотворительных, образовательных, культурных, а также иных социальных, общественно полезных целей. Специалисты Международной Юридической Компании помогут Вам подготовить качественно всю документацию для регистрации фонда, помогут Вам определиться с ОКВЭД, в том числе соберут полный комплект для подачи в территориальный орган Минюста РФ. В дальнейшем при необходимости и Вашем желании наши специалисты возьмут на себя функции по сдаче всей необходимой отчетности в налоговые органы и публикацию ежегодных отчетов об использовании имущества фонда.

Читайте так же:  Вышла замуж какие документы нужно менять

Порядок и сроки регистрации фондов

Срок регистрации фондов, в том числе и благотворительных, составляет от 1 месяца до 1,5 месяцев. Срок регистрации общественных фондов составляет от 1,5 до 2 месяцев. Данный срок складывается условно из трех этапов.

Первый этап включает в себя принятие учредителями решения о госрегистрации фонда, подготовке необходимого комплекта документов для регистрации того или иного фонда и подача непосредственно этих документов в территориальный орган Минюста РФ.

Далее по поданному комплекту документов для госрегистрации фонда территориальный орган Минюста РФ обязан принять решение в течение 14 рабочих дней о регистрации фонда либо об отказе в его регистрации. Для принятия решение о госрегистрации общественного фонда срок составляет 30 календарных дней. После принятия решения о госрегистрации фонда территориальным органом Минюста РФ направляются документы и сведения о принятом решении в регорган для внесения необходимой информации о фонде в госреестр.

Третий этап заключается во внесении регорганом в течение 5 рабочих дней информации в госреестр о зарегистрированном фонде и в уведомлении об этом не позже 1 рабочего дня, после внесения сведений в госреестр, территориального органа Минюста РФ. В свою очередь территориальный орган Минюста РФ в течение 3 рабочих дней после получения от регоргана уведомления о внесении сведений о фонде в госреестр выдать заявителю свидетельство о госрегистрации фонда.

Стоимость услуг по регистрации фондов

Фонд, Благотворительный фонд

Местные, региональные, межрегиональные общественные фонды

Общероссийские и международные общественные фонды

Негосударственный Пенсионный Фонд

Вы не прошли валидацию

Документы, необходимые для регистрации фонда

Полное предполагаемое желаемое наименование фонда, в том числе и сокращенное. У фонда также может быть наименование на иностранном языке, поэтому такая информация также должна быть предоставлена юристам, а именно иностранное наименование фонда и язык, на котором данное наименование будет существовать.

Сведения об учредителях фонда:

в случае участия в фонде в качестве учредителей граждан (физических лиц) необходимы их копии паспортов, а именно копия разворотов паспорта с фото гражданина и с отметкой о месте жительства гражданина. В отношении граждан РФ требуется обычная копия паспорта, а в отношении иностранных граждан к копии паспорта прилагается его перевод на русский язык и копия паспорта с переводом должна быть нотариально удостоверена. Также понадобится в отношении граждан РФ их личный ИНН, возможно предоставление копии данного документа либо самого номера, выраженного в цифровом изображении, однако за последний (его верность) несет ответственность сам клиент.

В случае участия в фонде в качестве учредителей различных юридических лиц, от них необходимы копии выписок из госреестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). В отношении российских юридических лиц необходима обычная копия выписки, в отношении иностранных юридических лиц необходима копия выписки с ее переводом на русский язык и нотариальным удостоверением данного документа.

Желаемые цели и предмет деятельности фонда. При необходимости наши юристы помогут сформулировать цели и предмет деятельности и подобрать необходимые коды видов деятельности по ОКВЭД.

Место нахождения фонда – предоставляется для подтверждения намерения собственником помещения предоставить фонду помещение для ведения им деятельности гарантийное письмо (оригинал) и копию свидетельства, подтверждающего собственность помещения по данному адресу.

Персональный состав коллегиальных органов фонда: как минимум высшего коллегиального органа (высший орган управления фондом) и попечительского совета (надзорный орган фонда). Необходимо предоставить ФИО каждого лица, входящего в тот или иной коллегиальный орган, и их количественный состав.

Для назначения руководителя фонда, то есть единоличного исполнительного органа, необходима обычная копия паспорта, а именно его 2 разворота: с фото лица и его местом жительства, также ИНН этого лица и контактный номер телефона для его отражения в заявлении формы Р11001. Возможно также по закону назначение коллегиального исполнительного органа фонда, для этого понадобится количественный и персональный состав данного органа.

  • До госрегистрации фонда на этапе подготовки документов также необходимо определиться с заявителем, который будет удостоверять в нотариальном порядке свою подпись в заявлении формы Р11001, тем самым подтверждая достоверность указанных в заявлении и сопутствующих документах сведений. Заявителем может быть только кто-либо из учредителей фонда.
  • Органы управления в фондах

    Управление фондом берет на себя высший коллегиальный орган. Наименование этого органа остается на усмотрение учредителей фонда. В исключительную компетенцию фонда входит создание различных органов фонда, в том числе и единоличного исполнительного органа (ЕИО) с наименованием «председатель», «директор», «генеральный директор» и др. Также вместо ЕИО фондом может быть назначено Правление (коллегиальный исполнительный орган). Правление может существовать в фонде и одновременно с ЕИО.

    Обязательным органом любого фонда является попечительский совет, который является надзорным органом. Данный орган существует на общественных началах и надзирает за правильностью и законностью деятельности фонда.

    Благотворительный и общественный фонды

    Распространенными разновидностями фондов являются благотворительный и общественный фонды. Благотворительный фонд создается для осуществления благотворительной деятельности в интересах отдельных категорий лиц либо общества в целом.

    Читайте так же:  Где регистрируются сделки с недвижимостью

    Вторым часто регистрируемым видом фонда является общественный фонд. Он регистрируется для направления имущества такого фонда на общественно полезные цели. Общественные фонды различаются по территориальной сфере деятельности. Они бывают: местные, региональные, межрегиональные, общероссийские и международные. Местные общественные фонды охватывают территорию органа местного самоуправления, на которой и распространяют свою деятельность. Региональные общественные фонды распространяют свою деятельность на территорию одного субъекта нашей страны. Межрегиональные общественные фонды работают на территории минимум двух субъектов нашего государства. Для этого у такого фонда должны быть структурные подразделения в регионах деятельности фонда. Общероссийский общественный фонд распространяет свою деятельность на территорию белее половины субъектов РФ. Он, так же как и межрегиональный общественный фонд, обязан иметь свои структурные подразделения во всех регионах деятельности фонда. Что касается международного фонда, то для того чтоб он был таковые, он должен иметь хотя бы одно структурное подразделение за пределами нашей страны.

    Порядок регистрации благотворительного фонда

    Благотворительный фонд – это один из видов некоммерческих организаций, основываемый в общественно полезных, социально значимых и благотворительных целях. Например, помощь людям с нарушениями в развитии в реализации их права на реабилитацию и достойную жизнь. Его учредители – граждане и (или) организации – вносят на добровольной основе имущественные взносы. Фонд – это объединение имущества его учредителей. В этом заключается его ключевое отличие от иных некоммерческих организаций. Все переданное фонду имущество является его собственностью. Закон устанавливает обязанность фонда ежегодно раскрывать сведения об использовании этого имущества. Фонд вправе вести деятельность для получения прибыли, при условии, что такая прибыль идет на достижение целей его создания. Разберем поэтапно основные моменты регистрации благотворительного фонда.

    1 этап – разработка и принятие учредительных документов.

    Это решение об учреждении и устав. В уставе должны быть прописаны название фонда, с указанием формы – «фонд», цели его создания. Также в устав включается информация об органах управления, в том числе о попечительском совете, выполняющем надзорную функцию, о месте нахождения фонда.

    2 этап – подготовка документов на регистрацию.

    Список обязательных документов закреплен в ФЗ № 7 от 12.01.96 в статье 13.1 пункт 5. В него входят:

    Заявление о регистрации по форме Р11001 в 2-х экземплярах. Все графы заявления заполняются в соответствии с документами о создании благотворительного фонда, паспортами учредителей. Никаких расхождений быть не должно. Подпись заявителя на одном экземпляре заявления должна быть нотариально удостоверена.

    Три экземпляра Устава.

    [3]

    Два экземпляра решения о создании или протокола, если несколько учредителей.

    Сведения об учредителях в 2-х экземплярах. Для граждан – копии паспортов. Для юрлиц – ИНН, ОГРН, полное наименование, адрес регистрации, телефон.

    Документ об уплате госпошлины в 2-х экземплярах, один оригинал и одна копия. В документе об оплате госпошлины должны быть указаны реквизиты того органа Минюста России, куда подается заявление о регистрации фонда.

    Сведения об адресе фонда. Это, к примеру, договор аренды, документы на собственность.

    Нотариальная доверенность на предъявителя документов на регистрацию, если документы предоставляет представитель учредителей.

    3 этап – подача документов на регистрацию в территориальный орган Минюста России.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Срок подачи документов – 3 месяца с принятия решения о создании благотворительного фонда. Подать документы на регистрацию можно несколькими способами:

    обратиться лично или через представителя в орган Минюста России;

    направить документы по почте, приложив обязательно к письму опись вложения;

    воспользоваться порталом «Госуслуги».

    4 этап – завершение регистрации, получение документов.

    Регистрация осуществляется в срок около 30 дней. Минюст России решает вопрос о госрегистрации благотворительного фонда в течение 14 рабочих дней с даты получения пакета документов. Далее документы отправляются в регистрирующий орган (налоговое ведомство), который в течение 5 рабочих дней вносит сведения о зарегистрированном фонде в реестр. Затем в течение 1 рабочего дня передает данную информацию обратно в уполномоченный орган. После этого в срок 3 рабочих дня заявителю выдается свидетельство ОГРН.

    На этом регистрация благотворительного фонда завершена. В итоге у учредителей есть «на руках» следующий комплект документов: свидетельства ОГРН и о внесении записи в ЕГРЮЛ, выписка из ЕГРЮЛ, устав.

    Организационно-правовые формы некоммерческих организаций

    Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

    Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

    Выделяют следующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций.

    Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также или слово «кооператив», или слова «потребительский союз» либо «потребительское общество». Пайщиками кооператива могут быть юридические и лица и граждане, достигшие 16-летнего возраста. Причем, один гражданин может состоять одновременно в нескольких кооперативах.

    Единственным учредительным документов кооператива является устав. Устав потребительского кооператива должен содержать условия о размере паевых взносов членов кооператива; о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов; о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; о порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков.

    Читайте так же:  Не дают рассрочку на телефон что делать

    В отличие от других видов некоммерческих организаций, для кооператива Закон предусматривает осуществление предпринимательской деятельности. Доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами.

    Имущество кооператива принадлежит ему на праве собственности, а пайщики сохраняют на имущество обязательственные права. Кооператив отвечает по своим обязательствам своим имуществом и не отвечает по обязательствам пайщиков.

    Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Общественные и религиозные организации являются некоммерческими организациями. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Доходы от предпринимательской деятельности между участниками объединений не распределяются и должны быть использованы только для достижения целей, указанных в уставе.

    Примечательно, что членами религиозных организаций могут быть только физические лица. В состав учредителей могут входить наряду с физическими лицами также и юридические лица – общественные объединения.

    В настоящее время в РФ запрещено создание религиозных объединений в органах государственной власти и других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления.

    Участники (члены) общественных и религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам общественных и религиозных организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов.

    Фонд – это одна из наиболее распространенных организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

    По сравнению с другими формами некоммерческих организаций, фонд имеет ряд особенностей. Фонд не основан на членстве, поэтому его участники не участвуют в управлении его делами. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

    Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

    Порядок управления фондом и порядок формирования его органов определяются его уставом, утверждаемым учредителями.

    Устав фонда должен содержать: наименование фонда, включающее слово «фонд», сведения о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

    Благотворительным фондом называется некоммерческая организация, учрежденная путем объединения имущественных взносов с целью осуществления благотворительной деятельности. В них запрещается участвовать органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям. Сами благотворительные фонды не имеют права участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими юридическими лицами.

    Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. В качестве собственника могут выступать юридические и физические лица, муниципальные образования и само государство. Учреждение может быть создано совместно несколькими собственниками.

    Учредительным документом учреждения является устав, который утверждается собственником. Имущество учреждения находится у него на праве оперативного управления. Иными словами, учреждение может пользоваться и распоряжаться им только в той мере, в которой это дозволено собственником.

    Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

    Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.

    Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества. Частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

    Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

    Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

    Автономная некоммерческая организация – это некоммерческая организация, не имеющая членства и учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. В отличие от некоммерческих партнерств эти организации не имеют членства, а их участники не обладают никакими правами на имущество, пе­реданное в их собственность.

    Читайте так же:  Нотариальная палата залоговое имущество

    Некоммерческое партнерство – это основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и иных целей. Чле­ны некоммерческого партнерства сохраняют права на его имущество. Так, например, в случаях выхода, исключе­ния из партнерства или его ликвидации участник вправе требовать выдачи ему части имущества, которое ранее было передано члена­ми в собственность некоммерческого партнерства (если иное не предусмотрено его уставом).

    Подводя итог вышесказанному, создание некоммерческих организаций имеет свои нюансы в зависимости от организационно-правовой формы. Юрагентство «Гарантия» поможет Вам в регистрации некоммерческих организаций и о б щественных объединений любого вида.

    Юрагентство «Гарантия» уже более 7 лет помогает в создании новых видов бизнеса, регистрации фирм в различных организационно-правовых формах, юридическом обслуживании создаваемых фирм впоследствии в процессе их деятельности, представлением налоговой и бухгалтерской отчетности в налоговые органы. Обратившись к профессионалам, Вы, тем самым, избавите себя от множества проблем, возникающих как в процессе создания и регистрации, так и в последующей деятельности Вашей компании.

    Подробнее о наших услугах Вы можете ознакомиться на нашем сайте.

    Тонкости создания и функционирования благотворительного фонда

    Статус благотворительного фонда в Российской Федерации регулируется рядом законодательным актов. Благотворительный фонд является одним из видов фонда как формы юридического лица. Согласно статье 123.17 Гражданского кодекса, фондом признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

    Аналогичное определение понятия фонда содержится и в статье 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях». На практике благотворительные цели неразрывно связаны с реализацией различных социальных, общественно полезных целей.
    Благотворительные цели связаны с понятием благотворительной деятельности, содержание которой раскрывается в статье 1 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». Под такого рода деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, по предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
    В этом же законе перечисляются цели благотворительной деятельности, к которым, в частности, отнесены:

    Граждане и юридические лица имеют право беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора целей такой деятельности.

    Благотворительный фонд является одной из форм благотворительных организаций. Под благотворительной организацией понимается неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации благотворительных целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. К числу благотворительных организаций помимо фондов относятся, в частности, общественные организации (объединения) и учреждения.

    Порядок создания и регистрации благотворительного фонда

    Порядок создания благотворительного фонда регулируется федеральными законами. В качестве учредителей благотворительного фонда могут выступить физические и (или) юридические лица. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения не могут являться учредителями благотворительной организации любой формы, в том числе фонда.

    Благотворительный фонд, как разновидность некоммерческой организации, подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного Федеральным законом «О некоммерческих организациях» порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.
    Согласно административному регламенту предоставления Минюстом России государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденному приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455 (с изм.), решение о государственной регистрации благотворительного фонда принимается на уровне территориальных органов Минюста России. Центральный аппарат данного министерства принимает решение о государственной регистрации в отношении отделений международных организаций и иностранных организаций.

    Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации благотворительного фонда как некоммерческой организации, а также иных предусмотренных законом сведений осуществляется ФНС России на основании принимаемого Минюстом России (его территориальным органом) решения о государственной регистрации.

    Законодательством предусмотрен закрытый перечень документов, необходимых для государственной регистрации фонда. К ним, в частности, относятся: заявление; устав; решение о создании фонда и об утверждении устава; сведения об учредителях; документ об уплате государственной пошлины; сведения о месте нахождения постоянно действующего органа фонда; документы, подтверждающие правомочия на использование в наименовании фонда имени гражданина, символики, защищенной законодательством об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования.

    Согласно статье 333.33 Налогового кодекса за государственную регистрацию благотворительного фонда взимается государственная пошлина в размере 4 тыс. руб. Учредителями фонда утверждается устав, который должен содержать сведения о наименовании фонда, включающем слово «фонд», месте его нахождения, предмете и целях деятельности, об органах фонда, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от исполнения обязанностей, судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

    Определение направлений деятельности фонда

    К исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда, в частности, относятся: определение приоритетных направлений деятельности фонда, принципов образования и использования его имущества; образование других органов фонда и досрочное прекращение их полномочий; утверждение годовых отчетов и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда; принятие решений о создании филиалов и (или) об открытии представительств фонда; изменение устава фонда, если такая возможность предусмотрена уставом.

    Читайте так же:  Пособие при призыве в армию

    Высший коллегиальный орган фонда избирает единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и т. д.), а также может назначить коллегиальный исполнительный орган фонда (например, правление).

    На попечительский совет возлагается осуществление надзора за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.

    Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяется уставом фонда.

    Имущество и бухгалтерский учет фонда

    Имущество фонда, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители фонда не имеют имущественных прав в отношении созданного ими фонда и не отвечают по его обязательствам, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

    Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Он имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей целям его деятельности. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
    Благотворительный фонд обязан вести бухгалтерский учет и отчетность в порядке, установленном законодательством.

    На Минюст России (его территориальные органы) возложено осуществление контроля за соответствием деятельности благотворительной организации целям, ради которых она создана. Благотворительная организация ежегодно обязана представлять в данный государственный орган отчет о своей деятельности, содержащий сведения о:
    • финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований законодательства по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;
    • персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;
    • составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);
    • содержании и результатах деятельности благотворительной организации; нарушениях требований законодательства, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

    Ежегодный отчет должен представляться благотворительной организацией в Минюст России (его территориальные органы) в тот же срок, что и годовой отчет о ее финансово-хозяйственной деятельности, направляемый в налоговые органы. Подробнее об отчетности некоммерческих организаций можно узнать в статье посвященной отчетности НКО.

    Минюст России в свою очередь должен обеспечить открытый доступ к полученным им ежегодным отчетам благотворительной организации. Согласно приказу Минюста России от 7.10.2010 № 252 «О порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций», соответствующие отчеты и сообщения должны размещаться на информационных ресурсах в сети Интернет, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России и официальные сайты его территориальных органов в сети Интернет. Дополнительно указанные отчеты и сообщения могут быть размещены непосредственно на сайте некоммерческой организации и иных сайтах в сети Интернет. В настоящее время такая информация представлена в разделе «Отчеты некоммерческих организаций» на информационном портале Минюста России.

    На благотворительную организацию законом также возлагается обязанность обеспечения открытого доступа к своим ежегодным отчетам. Средства, которые затрачиваются на публикацию ежегодного отчета и информации о деятельности благотворительной организации, засчитываются в качестве расходов на благотворительные цели.

    Сведения о размерах и структуре доходов благотворительной организации, а также сведения о размерах ее имущества, ее расходах, численности работников, об оплате их труда не могут составлять коммерческую тайну. Контроль за источниками доходов благотворительных организаций, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов возлагается на налоговые органы.
    Благотворительная организация несет предусмотренную законодательством ответственность. В случае совершения благотворительной организацией действий, противоречащих ее целям, а также законодательству, Минюст России (его территориальные органы) направляет ей предупреждение в письменной форме, которое может быть обжаловано благотворительной организацией в суде. При неоднократном предупреждении в письменной форме благотворительной организации она может быть ликвидирована в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом.

    Все средства, полученные благотворительной организацией от осуществления предпринимательской деятельности в нарушение требований законодательства, подлежат взысканию в доход местного бюджета по месту нахождения благотворительной организации и должны быть использованы на благотворительные цели в порядке, установленном муниципальными органами социальной защиты.

    Споры между благотворительной организацией и гражданами, касающиеся использования перечисленных данными лицами на благотворительные цели средств, подлежат рассмотрению в суде.

    Благотворительная деятельность может осуществляться путем поддержки действующей благотворительной организации. В этой связи следует упомянуть о так называемых фандрайзинговых благотворительных фондах, которые привлекают внешние ресурсы для благотворительных целей.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


    УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

    8 800 350 84 37

    Для устранения рисков мошеннических действий гражданам и юридическим лицам, собирающимся выступить в качестве благотворителей, важно убедиться в том, что переданные ими средства будут перечислены именно на благотворительные цели в реально существующую благотворительную организацию. С целью проверки данных обстоятельств можно воспользоваться соответствующими информационными ресурсами.

    Источники


    1. Шамин, А. Н. История биологической химии. Истоки науки / А.Н. Шамин. — М.: КомКнига, 2013. — 392 c.

    2. Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. — М.: Юрайт, Юрайт, 2010. — 384 c.

    3. Щеглова Л. В. Защита своих прав в судах общей юрисдикции; Омега-Л — М., 2014. — 232 c.
    4. Бредихин, А. Л. Правоведение. Учебное пособие / А.Л. Бредихин. — М.: Феникс, 2015. — 256 c.
    5. Мацкевич, И.М. Организация научной деятельности и выполнение научных работ по юриспруденции. Научно-практическое пособие / И.М. Мацкевич. — М.: Проспект, 2017. — 915 c.
    Благотворительный фонд форма организации
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here