Может ли республика выйти из состава рф

Ответы на вопросы по теме: "Может ли республика выйти из состава рф" с комментариями профессионалов для людей. Актуальность данных на 2020 год можно уточнить у дежурного специалиста.

У Крыма нет права выхода из состава Российской Федерации?

У Крыма нет права выхода из состава Российской Федерации?

Ставший частью России Крым не сможет выйти из состава Российской Федерации, сказал вчера председатель конституционного комитета Госдумы Владимир Плигин. Согласно Конституции, суверенитет России распространяется на всю ее территорию, права выхода субъекта из ее состава не предусмотрено, пояснил парламентарий. Конституция о возможности выхода из состава России субъектов Федерации не упоминает, в ст. 65 говорится лишь о возможности появления в России новых субъектов — порядок их принятия должен быть определен специальным федеральным конституционным законом, как это было в случае Крыма.

Результаты крымского референдума (почти 97% голосов за присоединение к России) свидетельствуют о том, что жители Крыма не думают о выходе из России, отметил Плигин. Активность крымчан и результат голосования сняли вопрос о качестве проведения референдума, который ставили некоторые наблюдатели, говорит депутат.

Мнение жителей Крыма, по словам Плигина, также должно быть учтено при определении способа избрания глав республики Крым и Севастополя. Ранее источники «Ведомостей», близкие к руководству Госдумы, не исключали, что прямые выборы главы будут введены лишь в Севастополе, для Крыма же предпочтительнее форма, принятая в некоторых республиках Кавказа, где депутаты заксобрания выбирают из трех кандидатов, предложенных президентом. Плигин считает, что такая форма в Крыму необязательна: в случае с кавказскими республиками говорилось о возможности дестабилизации ситуации, в Крыму же она сейчас стабильна. Выбирать способ избрания глав новые регионы будут сами, уточнил Плигин.

Избирательное законодательство и правовые акты в других сферах должны быть приняты после принятия конституции Крыма и устава Севастополя, напомнил депутат. В общей сложности депутатам новых регионов предстоит принять больше 1000 нормативных актов и больше 350 базовых законов, добавил Плигин, ориентируясь на пример Республики Хакасии.

Российским законодательством возможность выхода субъекта из Федерации действительно не предусматривается, говорит профессор кафедры конституционного права ВШЭ Илья Шаблинский. Право свободного выхода из СССР имели все союзные республики, а еще в 90-е гг. такая возможность упоминалась в конституциях некоторых республик — например, Тувы. Но в ходе федеративной реформы упоминания о возможности отделения из региональных законов были удалены. На практике же отделение региона — вопрос не права, а силы, отмечает Шаблинский, например, в 1991 г. Чечня провозгласила свою независимость в одностороннем порядке.

ГИА по обществознанию

Федеративное устройство — объединения двух и более государственно-территориальных образований в единое государство при сохранении за ними политической самостоятельности. Федеративное государство и федерация (союз) — понятия идентичны.

Федеративное государство характеризуется следующими юридическими признаками:

  • двухуровневой системой органов государственной власти
  • наличием федеральной правовой системы и правовой системы субъектов федерации
  • принципов бикамерализма (двух палатная система) в построении союзного парламента
  • верховенство федерального права
  • непризнание за субъектами федерации суверенитета
  • финансовой зависимостью субъектов от федеральной власти
  • принципом двойного гражданства
  • отсутствием у субъектов федерации права сецессии, т.е. выхода из состава федерации.

Федеральное государство выполняет две главные функции:

  • децентрализует власть посредством ее разделения по вертикали
  • интегрирует территориальные сообщества, т.е. собирает воедино различные территории, придавая им качество целостного образования. 1

Субъекты РФ.

Субъекты Российской Федерации имеют собственную исполнительную и законодательную власть, собственную конституцию или устав, собственный региональный парламент, а также по два представителя в Совете Федерации.

Согласно Конституции, все субъекты федерации равноправны, за исключением того, что автономные республики, в отличие от остальных субъектов, могут устанавливать свой (второй) государственный язык (или языки). Выход субъектов из состава РФ не предусмотрен.

На данный момент в России насчитывается 85 субъектов федерации:

  • одна автономная область (Еврейская Автономная область);
  • три города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь);
  • 4 автономных округа (Ненецкий, Чукотский, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий);
  • 9 краев (Алтайский, Камчатский, Хабаровский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Забайкальский);
  • а также 22 республики и 46 областей.

Все эти субъекты группируются в:

  • 9 федеральных округов;
  • 12 экономических районов;
  • 4 военных округа;
  • 11 часовых поясов. 2

Принципы федеративного устройства

Россия — суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Конституция РФ (ст. 5, ч. 3) закрепляет следующие принципы федеративного устройства нашего государства:

Государственная целостность.

Это означает, что РФ — целостное, единое, хотя и федеративное государство, включающее другие государственные образования. Они не имеют права выхода из состава Федерации в одностороннем порядке. Современная Россия — государственное по своей природе объединение всех субъектов Федерации, а не аморфный, слабый союз. Российская Федерация возникла не как договорная федерация, не в результате объединения своих субъектов. Они были образованы ею самой в составе единого государства. В преамбуле Конституции РФ подчеркивается, что многонациональный народ РФ сохраняет исторически сложившееся государственное единство. РФ имеет все признаки государства: суверенитет, единую территорию, охватывающую территорию всех субъектов, единые правовую и судебную системы, единое экономическое пространство и др.

Единство системы государственной власти.

Оно проявляется в наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю территорию страны, в верховенстве федеральной Конституции и законодательства. Субъекты Российской Федерации вне пределов компетенции РФ обладают всей полнотой власти, но они должны признавать конституционное разграничение компетенции между ними и Федерацией, верховенство федеральной Конституции. Система государственных органов субъектов Федерации формируется ими самостоятельно, но в соответствии с общими принципами, установленными РФ. Это обеспечивает единство системы государственных органов. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти во всей стране. Для реализации компетенции РФ федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы. Президент РФ обеспечивает осуществление полномочий федеральной государственной власти.

Читайте так же:  Возврат и обмен лекарственных препаратов

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Конституция РФ определяет:

  • перечень вопросов ведения РФ (ст. 71), которые полномочны решать только федеральные органы государственной власти;
  • предметы совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 72): правовые акты субъектов должны соответствовать федеральным законам по этим вопросам;
  • полноту власти субъектов РФ по вопросам, находящимся вне ведения РФ и вне предметов совместного ведения. В пределах своей компетенции и Федерация и субъекты принимают правовые акты.

По предметам ведения РФ принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты Федерации могут принимать собственные нормативные акты. Законы и иные нормативные акты субъектов РФ, принятые по вопросам, находящимся в компетенции РФ или в совместном ведении РФ и ее субъектов, не могут противоречить федеральным законам. В случае коллизии федерального закона и нормативно-правового акта субъекта РФ, принятым по вопросам, находящимся вне ведения РФ и ее совместного с субъектами РФ ведения, действует нормативно-правовой акт субъекта РФ. Споры о компетенции между государственными органами РФ и органами государственной власти субъектов Федерации разрешаются Конституционным Судом РФ.

Принцип равноправия и самоопределения народов в РФ.

Наша Федерация — многонациональное государство. Многочисленные национально-государственные образования в РФ рассматриваются как разнообразные формы национальной государственности, как формы осуществления права наций на самоопределение. В настоящее время РФ включает субъекты Федерации, образованные как по национально-территориальному, так и по территориальному принципу. Равноправие народов проявляется в равных правах всех наций и народностей на национальное развитие, развитие национальной культуры. В Российской Федерации обеспечивается равенство прав и свобод человека независимо от расы и национальности. Государство гарантирует всем народам право на сохранение родного языка и его развитие. Каждый человек имеет право на свободный выбор языка обучения и творчества. И хотя государственным языком РФ является русский, но республики (в составе Российской Федерации) вправе устанавливать свои государственные языки (они употребляются наряду с русским). Конституция РФ гарантирует права малочисленных коренных народов.

Равноправие субъектов РФ.

Этот принцип впервые был закреплен в действующей Конституции РФ. Равенство субъектов Российской Федерации проявляется:

  • в равенстве прав и обязанностей субъектов в составе РФ;
  • в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограничения их компетенции компетенцией РФ;
  • в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации;
  • в равноправии субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Однако некоторые различия в государственной организации субъектов Федерации сохранились. Среди них есть республики, обладающие признаками государства, и государственно-территориальные образования (остальные субъекты РФ), не имеющие своих конституций, гражданства, государственного языка, высших органов государства. 3

Особенности федеративного устройства России

[3]

Российская Федерация — неоднородная федерация, построенная по национально-территориальному принципу, причём республики, автономные округа образованы по национальному принципу, а края, области, города федерального значения — по территориальному принципу. Российская Федерация является конституционной, а не договорной федерацией, поскольку Конституция РФ имеет верховенство и высшую юридическую силу, а Федеративный договор не является государствообразующим (его сущность и содержание — разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ). Несмотря на неоднородность федерации и различный конституционно-правовой статус её субъектов, Конституция РФ провозглашает равноправие её субъектов, поэтому вопрос о симметричности или асимметрии Российской Федерации является дискуссионным. В составе РФ есть несколько сложнопостроенных субъектов — краёв и областей, в состав которых входят один или несколько автономных округов либо автономная область. 4

Федеративное устройство предполагает и разделение полномочий между центром и субъектами.

В ведении Российской Федерации находятся:

  • принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория Российской Федерации;
  • регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
  • установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;
  • формирование федеральных органов государственной власти;
  • федеральная государственная собственность и управление ею;
  • установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации и т.д.

Для этого принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся:

  • обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;
  • защита прав и свобод человека и гражданина;
  • защита прав национальных меньшинств;
  • обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;
  • режим пограничных зон;
  • вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
  • разграничение государственной собственности;
  • природопользование;
  • охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
  • особо охраняемые природные территории;
  • охрана памятников истории и культуры;
  • ряд других задач, закрепленных в Конституции РФ. Для реализации данных задач издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые не могут противоречить федеральным и федеральным конституционным законам.

По вопросам исключительного ведения субъектов РФ, последние могут осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Для реализации поставленных задач федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы в регионах и назначать соответствующих должностных лиц. Одновременно с этим часть полномочий федеральных органов исполнительной власти может передаваться органам исполнительной власти субъектов РФ. Возможна и обратная передача полномочий. 5

Может ли республика выйти из состава рф

Данная норма, неизменно присутствовавшая во всех трёх конституциях СССР в 1922-1991 гг., восходит к спорам о принципах объединения советских республик, происходивших в 1922-1923 гг.

Читайте так же:  Выплаты при сокращении в день увольнения

На пути к «Земшарной республике Советов»

2 (15) ноября 1917 года, за подписью председателя Совнаркома Ульянова-Ленина и наркома по делам национальностей Джугашвили-Сталина, появилась «Декларация прав народов России» (её автором был Сталин). В ней было сказано, что все народы России имеют право «на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства».

Вместе с тем, в преамбуле документа целью реализации таких прав ставился «честный и прочный союз народов России». Таким образом, большевики сразу недвусмысленно давали понять, что признают лишь такое «самоопределение» национальностей, в результате которого к власти приходят силы, стремящиеся к союзу с советской Россией.

В ходе гражданской войны большевики учредили несколько советских республик в тех провинциях бывшей империи, которые в 1917-1918 гг. провозгласили свою независимость и где у власти первоначально находились буржуазно-националистические правительства. Большевики отступили только перед силой, когда пытались провести советизацию Финляндии, Польши, республик Прибалтики и в 1920 году признали их независимость и нерушимость границ. В Закавказье и Средней Азии, где противодействие большевикам оказалось меньше, уже в 1920-1921 гг. была повсеместно провозглашена советская власть.

К 1922 году сложилось такое положение. Некоторые республики (Крым, Татария, Башкирия, Якутия, Карелия) уже были явочным порядком включены в РСФСР, и точно такая же участь готовилась Дальневосточной республике (ДВР). Украина, Белоруссия. Азербайджан, Армения, Грузия, Бухара, Хорезм оставались формально независимыми, но местные большевики в них поддерживали идею объединения республик. Вопрос был в том, на каких основаниях оно состоится.

Вообще, в связи с лозунгом мировой пролетарской революции была очень популярна идея о том, что все национальные границы во всём мире, после свержения власти буржуазии, будут ликвидированы. Советские пропагандисты воспевали «Земшарную республику Советов», создание которой, как казалось, было не за горами.

Ленинский «Союз республик Европы и Азии»

В августе 1922 года Политбюро ЦК РКП(б) образовало комиссию для подготовки к пленуму ЦК вопроса о союзе республик. Обоснование этого вопроса было поручено написать Сталину, как наркомнацу и главному в партии идеологу национального вопроса. Сталин представил в комиссию записку, по которой все советские республики вступали в РСФСР. Этот проект историки окрестили «сталинским планом автономизации». 24-25 сентября 1922 года комиссия Политбюро обсудила записку Сталина и приняла её за основу.

Ленин в осторожной форме возразил против сталинского плана. 26 сентября он направил Льву Каменеву – заместителю председателя СНК и Совета Труда и Обороны (союзному органу советских республик), а также фактическому председателю Политбюро на тот момент – свой проект поправок к записке Сталина. В нём содержалось одно существенное изменение. Ленин предложил, вместо вступления республик в РСФСР, «формальное объединение вместе с РСФСР в союз советских республик Европы и Азии».

[2]

Ленин объяснил эту формулировку так: «Важно, чтобы мы не давали пищи “независимцам”, не уничтожали их независимости, а создавали ещё новый этаж, федерацию равноправных республик».

Каменев – автор формулировки

На следующий день Ленин встретился с грузинским коммунистом Буду Мдивани, председателем Союзного Совета Закавказской федерации, сторонником независимости советских республик. Тогда он пришёл к окончательному убеждению, что Советский Союз необходимо строить в форме федерации равноправных республик. РСФСР должна была вступить в эту федерацию наряду с Украиной, Белоруссией и Закавказьем. Вопрос о том, будет ли ЗСФСР единым членом этого союза или её республики – Грузия, Армения, Азербайджан – вступят туда по отдельности, пока остался открытым.

6 октября Ленин отправил Каменеву категорическую записку о том, чтобы в будущем союзном Центральном исполнительном комитете Советов (ЦИК) «председательствовали по очереди русский, украинец, грузин и т.д.». Каменев немедленно согласился с ленинским предложением и составил «Развёрнутую форму Союза советских республик». В ней он предложил не только закрепить равноправие республик в союзе, но и их право на свободный выход из него. Таким образом, автором этой формулировки следует признать Льва Каменева.

Борьба с «великорусским шовинизмом»

В дискуссиях, предшествовавших Съезду Советов, принявшему решение об образовании СССР, Ленин становился всё более нетерпимым противником своих соратников – Дзержинского, Сталина, Орджоникидзе – пытавшихся, как он считал, возродить «великорусский шовинизм» путём ограничения самостоятельности республик. «”Свобода выхода из союза”… окажется пустою бумажкой, неспособной защитить российских инородцев от нашествия того истинно русского человека, великоросса-шовиниста,… каким является типичный русский бюрократ», – писал он в тот день, 30 декабря 1922 года, когда съезд принял Декларацию об образовании СССР. Следовательно, продолжал Ленин в своём письме на следующий день, чтобы самостоятельность республик была фактом, а не пустой формальностью, «интернационализм со стороны угнетающей или так называемой “великой нации”… должен состоять… в таком неравенстве, которое возмещало бы со стороны нации угнетающей, нации большой, то неравенство, которое складывается в жизни фактически».

Легко заметить в этих ленинских рассуждениях отсутствие логики. О каком угнетении могла идти речь в государстве, которое, как провозглашалось, уничтожило эксплуатацию человека человеком? Причём Ленин говорил даже не о правах республик, а о правах национальностей – чтобы русский человек по факту своей национальности обладал меньшими правами в СССР, чем представитель любой иного народа». Однако именно такая установка Ленина скрупулёзно воплощалась в СССР на всём протяжении его истории.

[1]

Для внешней привлекательности

Что же касается самостоятельности республик, то тут, как и предсказывал Ленин, право на выход из Союза превратилось в пустую формальность. Только произошло это не из-за «великорусского шовинизма», якобы воплощавшегося в русском бюрократе, а совсем по другой причине. А именно – по причине того, что сам Ленин со своими однопартийцами уничтожил всякую демократию в стране.

Право союзных республик на выход из СССР было внешне привлекательной вывеской на фасаде унитарной коммунистической державы. Оно неизменно кочевало из одной редакции конституции СССР в другую потому, что никто в партийном руководстве до конца 80-х годов даже в страшном сне не мог представить, чтобы на это право кто-то мог сослаться и попытаться реально им воспользоваться.

Читайте так же:  Исковое заявление о признании права собственности отсутствующим

Федеративное устройство России

Понятие федеративного устройства.

Федеративное устройство — форма государственного устройства, при котором части сложного государства являются государствами или государственными образованиями, обладающими некоторыми признаками государственности. Федеративное устройство характеризует состав государства, правовое положение его составных частей — субъектов федерации, их взаимоотношения с самим государством.

3. Принципы федеративного устройства.

Федеративное устройство РФ основано на конституционных принципах, закреплённых в статье 5 Конституции РФ:

1. Государственная целостность РФ. Российская Федерация — единое и неделимое государство. Государства и государственные образования — субъекты РФ не имеют права выхода из состава РФ. Суверенитет РФ распространяется на всю её территорию. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

2. Единство системы государственной власти. Органы государственной власти РФ и субъектов РФ образуют единую систему государственной власти. Полномочия федеральных органов государственной власти распространяются на всю территорию РФ. Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации законодательной и исполнительной власти в субъектах РФ.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов. Разграничение предметов ведения и полномочий осуществляется Конституцией РФ, Федеративным договором, иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

4. Равноправие и самоопределение народов. Формами самоопределения народов являются субъекты РФ, образованные по национально-территориальному принципу — республики в составе РФ и автономные округа, а также национально-культурные автономии. Российская Федерация гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития, а также права коренных малочисленных народов.

5. Равноправие субъектов РФ (принцип симметричной федерации). Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Субъекты РФ имеют равную компетенцию (круг предметов ведения и полномочий), хотя есть и небольшие различия (например, в праве установления государственного языка), равное представительство в Совете Федерации, на равных основаниях заключают договора и соглашения с Российской Федерацией и другими её субъектами.

Особенности федеративного устройства России.

Российская Федерация — неоднородная федерация, построенная по национально-территориальному принципу, причём республики, автономные округа образованы по национальному принципу, а края, области, города федерального значения — по территориальному принципу. Российская Федерация является конституционной, а не договорной федерацией, поскольку Конституция РФ имеет верховенство и высшую юридическую силу, а Федеративный договор не является государство образующим (его сущность и содержание — разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ). Несмотря на неоднородность федерации и различный конституционно-правовой статус её субъектов, Конституция РФ провозглашает равноправие её субъектов, поэтому вопрос о симметричности или асимметрии Российской Федерации является дискуссионным. В составе РФ есть несколько сложно построенных субъектов — краёв и областей, в состав которых входят один или несколько автономных округов либо автономная область.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8477 —

| 8069 — или читать все.

Могут ли субъекты РФ выйти из состава Федерации? И на каких условиях?

Субъекты Федерации всех видов перечислены в Конституции в алфавитном порядке. Тем самым указывается на государственные образования, которые составили Федерацию и являются равноправными участниками соответствующих конституционно-правовых отношений. Отсюда же вытекают равные обязанности каждого субъекта по отношению к Федерации и друг к другу. Закрепление в Конституции наименований всех субъектов Федерации исключает возможность выхода какого бы то ни было субъекта из состава Федерации в одностороннем порядке. В Российской Федерации нет сецессии, т.е. права выхода из Федерации, легитимность такого положения опирается на выраженную народом волю при принятии Конституции.

Хороший ответ. Спасибо!

Добрый день, уважаемая Наталья.

В ОДНОСТОРОННЕМ ПОРЯДКЕ НЕ МОГУТ ВЫЙТИ И Реализовать Это ЖЕЛАНИЕ..

Как Татарстан хотел выйти из состава России

Видео (кликните для воспроизведения).

Идея создания тюрко-мусульманского государства в Поволжье и на Урале (Идель—Урал) начала реализовываться вскоре после Февральской революции 1917 года. Однако большевики, придя к власти, объявили её «буржуазной контрреволюцией».

Несмотря на лозунг самоопределения вплоть до образования отдельного государства, большевики на практике были готовы предоставить народам региона только автономию в составе РСФСР.

Ни о какой отдельной для них федерации не было и речи. Все государственные образования в Татарстане, Башкирии и других, провозглашённые без участия большевиков, не были признаны. Только в 1920 году большевики сами учредили Татарскую АССР. Лидер татарских коммунистов Султан-Галиев, выступавший за образование в составе СССР Тюркской федеративной республики, был репрессирован уже в 1923 году.

Многочисленный народ

Татары были одним из самых многочисленных народов СССР, занимая сначала пятое по численности место (после русских, украинцев, белорусов и узбеков), а в конце советского периода – шестое (пропустив вперёд казахов).

Среди народов РСФСР татары всегда были вторым по численности после русских, а среди российских автономных республик Татарстан уступал по численности населения только Башкирии. По численности же титульной нации Татарстан был первым среди российских автономий (1 млн. 765 тыс в 1989 году).

Татары составляли 48,5% населения республики. Но даже с таким показателем они превосходили по доле титульной нации такие союзные республики, как Казахстан (39,7%) или Киргизия до начала 1980-х гг. (47,9% в 1979 году).

Доля в экономике

Весьма существенной была и доля Татарской республики в экономике СССР, особенно когда после войны там стали разрабатываться нефтяные месторождения. За короткий срок Татарстан превратился в основную нефтяную «житницу» страны.

В 1966 году республика дала почти треть – 32,5% — всей добываемой в СССР нефти. Таким образом, у партийно-советской элиты Татарстана сложились экономические и психологические предпосылки для возникновения требований о предоставлении республике статуса союзной.

При принятии новых конституций СССР в руководство Татарской АССР просило ЦК КПСС о преобразовании в Татарскую ССР. Главным мотивом отказов в этих просьбах всегда считалось географическое положение Татарстана, не имевшего внешних границ с иностранными государствами или выхода к морю, ни даже границы с другой союзной республикой.

Читайте так же:  Отмена алиментов на ребенка

Но это, без сомнения, воспринималось в Татарстане как формальная отговорка. Возникало ощущение ущемления национальных прав татар на фоне других народов СССР.

Борьба за статус

Поэтому с началом Перестройки в Татарской АССР возникли и приобрели популярность организации,добивающиеся повышения государственного статуса республики (вплоть до создания независимого государства).

Татарстан придал сильный импульс «параду суверенитетов». Вдохновлённый словами Председателя Верховного Совета Ельцина, сказавшего во время своего посещения Казани 6 августа 1990 года: «Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить», Верховный Совет Татарской АССР 30 августа того же года провозгласил формальный выход республики из состава РСФСР, изъяв из её названия слово «автономная». Также он принял свою «Декларацию о государственном суверенитете».

Декларация устанавливала верховенство конституции и законов «Татарской ССР—Республики Татарстан» (РТ) на территории республики, а конституцию и законы СССР и РСФСР признавала только в части, не противоречащей республиканскому законодательству.

Также она заявляла о намерении Татарстана наравне со всеми союзными республиками участвовать в разработке и подписании нового Союзного договора. Правда, депутаты Татарстана продолжали заседать на российском Съезде народных депутатов и в Верховном Совете РСФСР, а общесоюзные органы власти пока не спешили признавать Татарскую ССР равной остальным пятнадцати союзным республикам.

Остаться в СССР

Руководство Татарстана во главе с Минтимером Шаймиевым повело чёткий курс на повышение статуса республики и прямые договорённости с руководством СССР, минуя руководство России.

Лидеры Татарстана не собирались выходить из состава федеративного государства, но этой федерацией мыслился именно СССР. В новом Союзном государстве Татарстан собирался занять место такого же равноправного субъекта, как и Россия.

Образованный в октябре 1988 года по примеру прибалтийских Народных Фронтов, Татарский Общественный Центр (ТОЦ) стал главным идеологом движения за преобразование статуса республики.

Значительное место в его деятельности занимала пропаганда идеи закрепления татарского языка в качестве первого государственного языка республики. Многие партийные руководители республики (в частности, заведующий отделом идеологии Татарского обкома КПСС Хакимов) являлись одновременно лидерами ТОЦ.

Главной чертой ТОЦ и всех близких ему по духу организаций и групп, созданных во время Перестройки, был светский национализм. Татарстан представлялся ими как светское демократическое государство европейского типа. Религиозного, исламистского подтекста в подобных движениях в тот период не было.

Суверенное государство в СНГ

После Беловежских соглашений, 26 декабря 1991 года Република Татарстан провозгласила себя одним из суверенных государств—учредителей СНГ. Все 1992 и 1993 годы отношения между Москвой и Казанью находились в патовой ситуации.

Татарстан де-юре считал себя вышедшим из состава Российской Федерации. Последняя же не признавала этого положения. Татарстан всеми силами демонстрировал свою независимость. В частности, он по-своему проводил экономические реформы, не копируя слепо либеральный эксперимент Гайдара. Были даже попытки ввести свою валюту.

Татарстан отказался подписать Федеративный договор 1992 года. Конституция республики, принятая 30 ноября 1992 года, провозглашала Татарстан суверенным государством, субъектом международного права.

Укрепление власти Ельцина в результате разгона Съезда народных депутатов побудило руководство Татарстана подписать в феврале 1994 года договор о разграничении полномочий между органами власти России и Татарстана. Договор предусматривал особые условия вхождения республики в Российскую Федерацию.

В 2006 году был подписан новый договор между Россией и Татарстаном такого же плана. Срок его действия истёк в 2017 году, после чего российское руководство не пожелало его продлять, потому что Татарстан входит в Российскую Федерацию на основаниях конституции России.

По мнению же части татарских общественных деятелей, наоборот, де-юре членство Татарстана в Российской Федерации якобы прекратилось, поскольку Татарстан не участвовал в принятии российской конституции 12 декабря 1993 года.

Может ли какая-нибудь республика выйти из состава РФ законно?

пункт 3 статьи 4 конституции РФ говорит о целостности и неприкосновенности территории РФ, поэтому формально выход республики противоречит Конституции.

Если говорить именно о законном варианте, то я представляю два вариант:

1) по образцу Беловежского соглашения. Если в РФ произойдёт некий кризис в результате которого представители различных республик подпишу документ о выходе из состава РФ и мировое сообщество признает из суверенитет.

2) Референдум. Поскольку он является прямым проявлением воли верховного носителя власти в РФ то коллективное решение граждан РФ может позволить отдельному субъекту получить независимость.

Может ли республика выйти из состава рф

  Илюмжинов выходит из России

Илюмжинов предложил исключить Калмыкию из России
Москва считает, что «исключить» нужно Илюмжинова
«Калмыкия может стать ассоциированным членом Российской Федерации или вообще выйти из ее состава». Это заявление президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова, прозвучавшее во вторник вечером по ОРТ, отозвалось вчера громким скандалом. Глава тихой далекой республики оказался вторым после Джохара Дудаева руководителем субъекта федерации, открыто потребовавшим выхода своего региона из состава России.

Безвыходное положение

Согласно Конституции РФ, суверенитет страны распространяется на всю ее территорию и возможности выхода субъекта из состава России не предусмотрено. Следовательно, ставший девятым федеральным округом РФ, Крым уже не сможет выйти из состава Российской Федерации. Эксперты объясняют это особенностью статуса самой Федерации

Крым уже никогда не сможет получить независимость от России либо стать частью другого государства, об этом заявил представителям СМИ председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин на брифинге, посвященном вхождению полуострова в состав РФ. Парламентарий отметил, что, согласно главному документу страны, суверенитет России «распространяется на всю территорию Российской Федерации». «Конституция не предусматривает права выхода из состава Российской Федерации», – подчеркнул г-н Плигин.

С точки зрения международного права такой возможности также нет, поскольку, как разъяснил депутат, «Крым не является его субъектом и не требует международного признания в обычном значении этого термина». «В статье 65 Конституции Российской Федерации говорится лишь о возможности появления в России новых субъектов, – продолжал просвещать журналистов г-н Плигин. – Порядок их принятия должен быть определен специальным федеральным конституционным законом, как это было в случае Крыма». Депутат подчеркнул, что в рамках плебисцита «никто этого (права на выход из РФ. – «НИ») и не имел в виду». «Мы видели, насколько это было единодушное решение, – отметил Плигин. – А результаты крымского референдума свидетельствуют о том, что жители Крыма не думают о выходе из России».

Читайте так же:  Оформить займ на киви кошелек без отказа

Комментируя заявление законодателя, судья Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова напомнила «НИ», что «Конституционный суд России референдум в Татарстане в 1992 году признал несоответствующим Конституции». Тогда на референдуме о статусе Республики Татарстан гражданам предлагалось ответить на вопрос: «Согласны ли вы, что Республика Татарстан – суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?» Более половины (61 %) участников плебисцита тогда проголосовали положительно.

«Российским законодательством возможность выхода субъекта из Федерации действительно не предусматривается, – добавила эксперт. – Поскольку у нас Федерация не договорная, а конституционная».

Здесь уместно будет отметить, что конституционное право свободного выхода из состава СССР имели все союзные республики.

Субъекты РФ не имеет права выхода из РФ

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

ТЕМА № 5. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ.

Унитарное государство – это единое государство, внутри которого нет государственных образований, административно-территориальных единиц, которые обладают политической самостоятельностью.

Федерация – союз образований, каждый из которых обладает определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права.

Выделяется еще и Конфедерация– объединение нескольких суверенных государств.

По форме государственного устройства Россия – федерация – сложное государство, состоящее из территорий (субъектов РФ), имеющих признаки государства.

Принципы федеративного устройства:

1. Добровольность объединения народов;

2. Разделение компетенции между федеративной властью и властью субъектов федерации;

3. Равенство всех субъектов федерации.

Российская Федерация состоит из 83 субъектов федерации шести видов:

· республики в составе РФ;

Республики в составе РФ возникли на базе существовавших в советскую эпоху автономных республик и автономных областей. В России – 21 республика данного вида. Их главное отличие от иных субъектов федерации в том, что республики имеют конституционно-правовой статус государств в составе РФ, обладающих всей полнотой гос.власти на своей территории. Исключение составляют полномочия, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти.

— систему органов государственной власти;

— иные привилегии, обусловленные республиканским статусом.

Единственный субъект РФ, сохранивший статус автономной области, — Еврейская автономная область.

Еще один вид субъектов РФ – автономные округа. Как правило, это форма национально-территориальной организации народностей Крайнего Севера (чукчей, эвенков, ненцев, хантов и манси и др.). Автономные округа РФ имеют двойственный статус:

· самостоятельные и равноправные субъекты РФ (имеют все признаки и права субъекта РФ);

· одновременно входят в состав других- субъектов РФ – краев и областей (Тюменской области и др.), за исключением Чукотского автономного округа, вышедшего из состава Магаданской области. Всего автономных округов – 10.

Республики в составе РФ, автономная область, автономные округа –соответственно национально-государственные и национально-территориальные образования в составе РФ.

Остальные субъекты федерации – края, области и города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), где в основном преобладает русское население, — территориальные образования в составе РФ.

Области (их 49) составляют большинство субъектов федерации. Они созданы на базе областей, существовавших в советское время, но наделены статусом равноправного субъекта федерации.

Особый субъект РФ – край . Отличие краев от областей в том, что они содержали или содержат в своем составе автономные области и автономные округа:

· в состав Красноярского края входят Таймырский и Эвенкийский автономные округа, ранее входила Хакасская автономная область;

· в состав Хабаровского края ранее входила Еврейская автономная область;

· в состав Ставропольского края ранее входила Карачаево-Черкесская автономная область;

· в Краснодарский край ранее входила Адыгейская автономная область;

· в Алтайский край ранее входила Горно-Алтайская автономная область;

· формирующийся Пермский край будет состоять (с 01.12.2005) из объединившихся Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа;

· Приморский край был единственным краем, не имевшим в своем составе иных образований.

В связи с особым статусом Москвы – столицы РФ – и ее историческим, культурным и экономическим значением, а также аналогичной спецификой Санкт-Петербурга. Данные города являются городами федерального значения и имеют статус самостоятельных субъектов РФ.

Новая особенность федерации в России – наделение субъектов правом иметь собственное законодательство.

В целях совершенствования системы государственного управления в 2000г. в России, помимо существующих субъектов федерации, создано семь федеральных округов: Центральный, Северо-Западный; Приволжский, Уральский; Южный; Сибирский; Дальневосточный.

Федеральные округа не являются субъектами РФ и созданы для оптимизации управления в РФ. Возглавляет его полномочный представитель Президента РФ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8477 —

| 8069 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники


  1. Хачатуров, Р. Л. Общая теория юридической ответственности: моногр. / Р.Л. Хачатуров. — М.: Юридический центр, 2017. — 965 c.

  2. Рогожин Н. А. Арбитражный процесс; Юстицинформ — Москва, 2012. — 240 c.

  3. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 1. — Москва: Высшая школа, 2016. — 251 c.
  4. Медведев, М. Ю. Аукционы. Проведение, участие, судебные споры. Справочник инвестора / М.Ю. Медведев, А.М. Насонов. — М.: Юстицинформ, 2013. — 224 c.
  5. Юсуфов, А. Г. История и методология биологии / А.Г. Юсуфов, М.А. Магомедова. — М.: Высшая школа, 2014. — 238 c.
Может ли республика выйти из состава рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here