Неисполнение требования об уплате налога

Ответы на вопросы по теме: "Неисполнение требования об уплате налога" с комментариями профессионалов для людей. Актуальность данных на 2020 год можно уточнить у дежурного специалиста.

Статья 69. Требование об уплате налога, сбора, страховых взносов

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в наименование статьи 69 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

О конституционно-правовом смысле положений статьи 69 настоящего Кодекса см. Постановление Конституционного Суда РФ от 24 марта 2017 г. N 9-П

Статья 69. Требование об уплате налога, сбора, страховых взносов

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 69 НК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ в пункт 1 статьи 69 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

1. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. N 321-ФЗ в пункт 2 статьи 69 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

2. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

При наличии недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков требование об уплате налога направляется ответственному участнику этой группы.

3. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 248-ФЗ в пункт 4 статьи 69 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

4. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

В случае, если размер недоимки, выявленный в результате налоговой проверки, позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в направляемом требовании должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

5. Утратил силу с 28 января 2019 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 546-ФЗ

СРОК И ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЯ ОБ УПЛАТЕ НАЛОГА (НЕДОИМКИ), ПЕНЕЙ, ШТРАФА, ПРОЦЕНТОВ

Налоговый орган должен предоставить налогоплательщику время для добровольного исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафа, процентов. Только после его истечения, если задолженность по платежам в бюджет вы не погасили, инспекция вправе взыскать недоимку, пени, штраф, а также задолженность по уплате процентов принудительно (п. 3 ст. 46, п. 10 ст. 68 НК РФ).

По общему правилу для добровольной уплаты недоимки, пеней, штрафа, процентов отводится восемь рабочих дней с даты получения вами требования (п. 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4, п. 8 ст. 69 НК РФ).

Однако инспекция может установить в требовании и более продолжительный срок (абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ). В частности, при направлении требования в электронной форме ФНС России рекомендует предоставлять налогоплательщику для его исполнения не менее 20 календарных дней (Письмо от 09.03.2011 N ЯК-4-8/[email protected] (п. 4)).

При установлении рассматриваемого срока инспекция указывает в требовании не количество дней для его добровольного исполнения, а конкретную дату, до которой налогоплательщик должен погасить задолженность .

На практике возникает вопрос: включается ли эта дата в срок добровольного исполнения требования? Стандартную формулировку, которую инспекция приводит в требовании, можно понять так: погасить задолженность нужно до того, как наступит указанная в нем дата, т.е. не позднее предшествующего ей дня?

Однако суды толкуют ее иначе: последним днем исполнения требования является дата, до которой инспекция требует погасить задолженность. Такой вывод следует из анализа Постановлений ФАС Поволжского округа от 27.12.2010 N А65-11644/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 21.10.2009 N А27-6222/2009. В настоящем Практическом пособии срок добровольного исполнения требования определяется согласно изложенному подходу судов.

При направлении требования по почте, по нашему мнению, дата его исполнения должна определяться с учетом времени на доставку письма.

Отметим, что минимальный восьмидневный срок добровольного исполнения требования отсчитывается со дня, следующего за датой его получения налогоплательщиком (п. 2 ст. 6.1, абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ). В свою очередь, требование считается полученным по почте по истечении шести рабочих дней с даты направления инспекцией заказного письма (п. 6 ст. 6.1, п. 6 ст. 69 НК РФ).

Например, инспекция направляет требование налогоплательщику по почте 12 марта 2013 г. В этом случае оно считается полученным 21 марта 2013 г. Минимальный срок добровольного исполнения требования (восемь рабочих дней) начинает исчисляться с 22 марта (п. п. 2, 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ) и заканчивается 2 апреля 2013 г. Таким образом, при определении в требовании срока, до которого налогоплательщик должен погасить задолженность, инспекция может указать 2 апреля 2013 г. или более позднюю дату. Более раннюю дату в требовании указывать нельзя.

Исполнить требование означает уплатить отраженную в нем сумму задолженности в установленный срок. Сделать это вы можете следующим образом:

— перечислить в бюджет суммы недоимки, пеней, штрафа, задолженности по процентам, начисленным на основании гл. 9 НК РФ (пп. 1 — 3 п. 3, п. 8 ст. 45 НК РФ).

Читайте так же:  Дарственная на машину как оформить в гаи

Подробнее об этом вы можете узнать в разд. 1.2 «Порядок уплаты (перечисления) налогов и авансовых платежей в бюджет»;

— зачесть переплату по налогам (пеням, штрафам) в счет погашения указанной в требовании задолженности (пп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ). Для этого вам нужно подать в налоговый орган заявление о зачете (абз. 3 п. 5, п. 14 ст. 78 НК РФ). Однако следует иметь в виду, что в данном случае обязанность по уплате налога является исполненной с момента, когда налоговый орган вынес решение о зачете (пп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ). Такое решение инспекция принимает в течение 10 рабочих дней с даты получения вашего заявления (п. 6 ст. 6.1, абз. 3 п. 5 ст. 78 НК РФ). Следовательно, пени будут начисляться вплоть до момента вынесения решения о зачете (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Подробнее о процедуре обращения в налоговый орган с заявлением о зачете переплаты вы можете узнать в разд. 3.3 «Порядок и срок зачета излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафов налоговым органом по заявлению налогоплательщика» Практического пособия по зачету и возврату налогов (пеней, штрафов).

ПОСЛЕДСТВИЯ НЕИСПОЛНЕНИЯ (НЕНАДЛЕЖАЩЕГО ИСПОЛНЕНИЯ) ТРЕБОВАНИЯ ОБ УПЛАТЕ НАЛОГА (НЕДОИМКИ), ПЕНЕЙ, ШТРАФА, ПРОЦЕНТОВ

Неисполнение требования об уплате налога, пеней, штрафа, процентов влечет для налогоплательщика следующие последствия.

Во-первых, до момента уплаты вами недоимки на нее продолжают начисляться пени (п. 3 ст. 75 НК РФ). А при неуплате задолженности по процентам, которые начислены по решению о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налога, налогового инвестиционного кредита на основании гл. 9 НК РФ, возможна отмена такого решения (п. 3 ст. 68 НК РФ).

Во-вторых, инспекция вправе взыскать с налогоплательщика указанную в требовании задолженность в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика в банках и его электронные денежные средства или за счет иного имущества, а также в судебном порядке (п. п. 2, 8 ст. 45, ст. ст. 46, 47, п. 10 ст. 68 НК РФ).

В настоящем разделе не рассматриваются положения п. 2.1 ст. 45 НК РФ, в соответствии с которыми не производится взыскание налога при добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках.

В-третьих, налоговый орган может:

— приостановить операции по вашим счетам в банке, а также переводы электронных денежных средств (п. 2 ст. 76 НК РФ). Заметим, что применить данное ограничение инспекция вправе не ранее, чем вынесет решение о взыскании налога (пеней, штрафов) из денежных средств на ваших банковских счетах или электронных денежных средств (абз. 2 п. 2 ст. 76 НК РФ);

— наложить арест на имущество организации. Применить эту меру инспекция может при наличии определенных оснований и после принятия решения о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика (п. 3 ст. 77 НК РФ).

[3]

Подробнее об указанных обеспечительных мерах вы можете узнать в гл. 5 «Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке (переводов электронных денежных средств)» и гл. 7 «Арест имущества налогоплательщика-организации при неуплате налога, пеней, штрафов».

Добавим, что, если налогоплательщик не погасил недоимку в полном объеме в течение двух месяцев после окончания срока добровольного исполнения требования, возможны и другие последствия.

Инспекция может направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по ст. ст. 198 — 199.2 УК РФ. Сделать это она обязана при одновременном выполнении следующих условий (п. 3 ст. 32, абз. 3 п. 4 ст. 69 НК РФ):

— требование направлено налогоплательщику на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

— размер недоимки является крупным или особо крупным (примечания к ст. ст. 198 и 199 УК РФ). Отметим, что сумма начисленных штрафов и пеней при его определении не учитывается.

Направить материалы в следственные органы инспекция обязана в течение 10 рабочих дней с даты выявления указанных обстоятельств (п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 32 НК РФ).

СРОК ВЫСТАВЛЕНИЯ ТРЕБОВАНИЯ ОБ УПЛАТЕ НАЛОГА (НЕДОИМКИ), ПЕНЕЙ, ШТРАФА, ПРОЦЕНТОВ И ПОСЛЕДСТВИЯ ЕГО НАРУШЕНИЯ

Налоговый орган выставляет требование при выявлении задолженности организации или индивидуального предпринимателя по платежам в бюджет (п. п. 2, 8 ст. 69 НК РФ).

Инспекция должна направить вам требование в следующие сроки:

1) если налоги, пени, штраф, проценты начислены по итогам налоговой проверки — в течение 20 рабочих дней с даты вступления в силу решения по результатам налоговой проверки (п. 6 ст. 6.1, п. п. 2, 3 ст. 70, п. 1 ст. 87, п. п. 7, 9 ст. 101 НК РФ);

2) если задолженность обнаружена вне рамок налоговой проверки, срок направления требования зависит от общей суммы указанной в нем задолженности по налогам, пеням, штрафам, а также процентам (п. п. 1, 3 ст. 70 НК РФ):

— 500 руб. и более — в течение трех месяцев со дня выявления недоимки;

— менее 500 руб. — в течение одного года со дня выявления недоимки.

Подробнее о том, как определить момент выявления недоимки, вы можете узнать в разд. 2.1 «Выявление недоимки налогоплательщиком и налоговым органом».

Дополнительно отметим некоторую особенность выставления требования об уплате пеней в ситуации, когда сумма задолженности по налогам уже уплачена. Пленум ВАС РФ в п. 51 Постановления от 30.07.2013 N 57 напомнил, что пени уплачиваются налогоплательщиком либо одновременно с перечислением налога либо после его уплаты (п. 5 ст. 75 НК РФ). Поэтому срок направления требования об уплате пеней исчисляется с момента уплаты задолженности по налогу, а именно:

— с момента уплаты всей суммы недоимки, на которую были начислены пени;

— с момента уплаты последней части задолженности по налогу при ее перечислении частями.

Указанные разъяснения Пленума ВАС РФ о моменте, с которого исчисляется срок направления требования об уплате пеней, даны без учета внесенных в п. 1 ст. 70 НК РФ изменений в части продолжительности установленного в нем срока. Напомним: до того, как Закон N 248-ФЗ изменил эту норму, из нее следовало, что требование направляется не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки независимо от указанной в нем суммы задолженности (п. 1 ст. 70 НК РФ).

По нашему мнению, срок направления требования об уплате пеней должен определяться с учетом разъяснений Пленума ВАС РФ о моменте, с которого он исчисляется, но в зависимости от размера задолженности. Аналогичного мнения придерживаются и контролирующие органы. В Письме ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692 указано, что рассматриваемые разъяснения Пленума ВАС РФ должны применяться с учетом внесенных в п. 1 ст. 70 НК РФ изменений в части сроков направления требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа по задолженности, размер которой составляет менее 500 руб.

Читайте так же:  Оформление дома под материнский капитал

Последствия нарушения указанных сроков направления требования об уплате налогов (пеней, штрафов, процентов) Налоговый кодекс РФ не определяет.

По мнению Минфина России, сроки выставления требования являются пресекательными (Письмо от 21.01.2009 N 03-02-07/1-25 ). То есть пропустив их, налоговый орган не вправе направлять требование налогоплательщику.

[2]

Приведенные разъяснения Минфина России и судебные акты основаны на прежней редакции ст. 70 НК РФ. Законом N 248-ФЗ в этой норме были изменены сроки направления требований (пп. «а», «б» п. 17 ст. 1, ч. 1 ст. 6 данного Закона).

На наш взгляд, содержащиеся в них выводы применимы и в настоящее время, так как в ст. 70 НК РФ изменились только конкретные значения сроков направления требований, смысл же нормы остался прежним.

Однако на практике инспекции выставляют требование и после истечения установленного для этого срока. Они исходят из позиции судей ВАС РФ, согласно которой данное нарушение само по себе не влечет недействительности требования при условии, что на момент его выставления не утрачена возможность взыскания налоговой задолженности (Постановление Президиума ВАС РФ от 01.11.2011 N 8330/11 ). Если вы не исполните такое требование, направленное вам с опозданием, инспекция вправе будет взыскать задолженность принудительно.

Стоит учитывать, что пропуск срока выставления требования не влечет изменения порядка исчисления (увеличения) сроков принудительного взыскания налоговых платежей. На это указывается в следующих судебных актах, принятых в период действия прежней и нынешней редакций ст. 70 НК РФ: Определения Конституционного Суда РФ от 22.04.2014 N 822-О, от 22.03.2012 N 479-О-О, п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25, п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71, Постановление Президиума ВАС РФ от 01.11.2011 N 8330/11. В рассматриваемой ситуации сроки взыскания будут исчисляться так, как если бы требование было выставлено своевременно, т.е. в последний день срока его направления. Если окажется, что сроки взыскания уже истекли, инспекция утрачивает возможность взыскать задолженность (п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25, п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 ).

Добавим: вывод о неизменности порядка исчисления сроков принудительного взыскания при пропуске в том числе сроков направления требования сделал Пленум ВАС РФ и в п. 31 Постановления от 30.07.2013 N 57. Кроме того, в этом Постановлении он отметил, что о несоблюдении сроков принудительного взыскания налогоплательщик может заявить при обжаловании требования или решения о взыскании за счет денежных средств, а также при предъявлении возражений на заявление налогового органа о взыскании недоимки (пеней, штрафов).

Подробнее о порядке обжалования актов налоговых органов вы можете узнать в гл. 9 «Обжалование ненормативных актов (решений, постановлений) и действий (бездействия) налоговых органов при взыскании недоимки, пеней, штрафов, процентов».

С тем, что срок направления требования не является пресекательным, соглашаются и нижестоящие суды (см., например, Постановления ФАС Дальневосточного округа от 19.03.2013 N Ф03-803/2013, ФАС Северо-Западного округа от 08.11.2012 N А44-3126/2012, ФАС Уральского округа от 26.10.2012 N Ф09-10195/12 ).

Итак, для определения срока взыскания задолженности с ваших банковских счетов на основании требования, которое инспекция выставила с опозданием, необходимо установить и сравнить:

1) дату, позднее которой инспекция не вправе вынести решение о взыскании задолженности .

В данном случае мы не рассматриваем ситуации, перечисленные в пп. 1 — 4 п. 2 ст. 45 НК РФ, когда задолженность по налогам, пеням, штрафам и процентам можно взыскать исключительно через суд.

Для этого определите последний день срока, в течение которого инспекция должна была направить вам требование, и прибавьте к нему:

— срок, отведенный вам для добровольного погашения задолженности. Напомним, что по общему правилу он составляет восемь рабочих дней. Однако в требовании может быть установлен и более длительный срок (п. 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4, п. 8 ст. 69 НК РФ);

— два месяца, отведенные инспекции для принятия решения о взыскании недоимки, пеней, штрафа, процентов (п. 3 ст. 46, п. 10 ст. 68 НК РФ).

Например, решение по итогам выездной проверки организации вступило в силу 23 января 2014 г. Инспекция должна была направить ей требование в течение 20 рабочих дней (п. 6 ст. 6.1, п. п. 2, 3 ст. 70 НК РФ). Последний день этого срока — 20 февраля 2014 г.

Установленный восьмидневный срок добровольного исполнения требования исчисляется с 21 февраля по 4 марта 2014 г. (п. п. 2, 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ). С 5 марта 2014 г. нужно отсчитывать двухмесячный срок вынесения инспекцией решения о взыскании . Принять решение инспекция вправе не позднее 5 мая 2014 г. (п. п. 5, 7 ст. 6.1, п. 3 ст. 46 НК РФ). После этой даты инспекция утрачивает право на взыскание задолженности в бесспорном порядке (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Вопрос об исчислении сроков принудительного взыскания налогов, пеней и штрафов является спорным. Подробнее об этом вы можете узнать в разделе «Ситуация: Как исчисляется срок принятия решения о взыскании недоимки, пеней, штрафов, процентов из денежных средств на счетах налогоплательщика в банке». В данном примере определен максимально возможный срок взыскания. Если инспекция его пропустит, риск взыскания с вас задолженности в бесспорном порядке будет гораздо меньше;

2) наиболее раннюю дату, когда инспекция вправе вынести решение о взыскании налога, пеней, штрафа, процентов на основании требования, направленного с опозданием.

Такой датой является день после истечения срока добровольного исполнения требования (п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 46, абз. 4 п. 4, п. 8 ст. 69 НК РФ). Причем данный срок нужно отсчитывать с даты фактического получения требования.

Например, организация получила требование 11 апреля 2014 г. Установленный восьмидневный срок добровольного исполнения требования исчисляется с 14 по 23 апреля 2014 г. (п. п. 2, 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ). То есть с 24 апреля 2014 г. инспекция может вынести решение о взыскании налога (пеней, штрафа).

Если первая дата наступила раньше второй, т.е. срок вынесения решения о взыскании истек раньше окончания срока добровольного исполнения требования, то двухмесячный срок бесспорного взыскания задолженности налоговый орган пропустил. Взыскать недоимку, пени, штрафы, а также задолженность по процентам, начисленным на основании гл. 9 НК РФ, инспекция может только в судебном порядке.

Читайте так же:  Жалоба на преподавателя колледжа образец

Срок обращения инспекции в суд также ограничен. Чтобы определить, истек он или нет, прибавьте к последнему дню, в который инспекция должна была направить вам требование:

— срок добровольного исполнения требования, а именно восемь рабочих дней, если в требовании не указан более длительный срок (п. 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4, п. 8 ст. 69 НК РФ);

— шесть месяцев, отведенных инспекции для обращения в суд (п. 3 ст. 46, п. 10 ст. 68 НК РФ).

Например, последним днем, когда инспекция должна была направить требование, являлось 20 февраля 2014 г. Установленный восьмидневный срок его добровольного исполнения исчисляется с 21 февраля по 4 марта 2014 г. (п. п. 2, 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ). С 5 марта 2014 г. нужно отсчитывать шестимесячный срок обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности . Подать его в суд инспекция может не позднее 4 сентября 2014 г. (п. 5 ст. 6.1, п. 3 ст. 46 НК РФ).

Вопрос об исчислении сроков принудительного взыскания налогов, пеней и штрафов является спорным. Подробнее об этом вы можете узнать в разделе «Ситуация: Как исчисляется срок подачи налоговым органом в арбитражный суд заявления о взыскании недоимки, пеней, штрафов». В данном примере определен максимально возможный срок взыскания. Если инспекция его пропустит, риск взыскания с вас задолженности будет гораздо меньше.

По истечении указанных шести месяцев инспекция может списать задолженность с банковских счетов в порядке ст. 46 НК РФ, только если докажет, что пропустила данный срок по уважительной причине, и суд его восстановит (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Подробнее об этом вы можете узнать в разд. 8.2.1 «Сроки подачи налоговым органом заявления в арбитражный суд, если пропущены сроки бесспорного взыскания недоимки (пеней, штрафов)».

В заключение отметим, что сроки направления и исполнения требования, а также срок взыскания задолженности отсчитываются заново, если инспекция направила вам уточненное требование в порядке ст. 71 НК РФ.

Приложение N 2. Форма требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей)

Информация об изменениях:

Приказом ФНС России от 2 декабря 2013 г. N ММВ-7-8/[email protected] приложение изложено в новой редакции

Приложение N 2
Утверждено
приказом Федеральной налоговой службы
от 3 октября 2012 г. N ММВ-7-8/[email protected]
(с изм. от 2 декабря 2013 г.)

Наименование налога (сбора)

КПП обособленного подразделения

Код налогового органа

* При формировании требования только об уплате соответствующих пеней графа заполняется справочно с указанием суммы недоимки (в том числе уплаченной (взысканной), на которую начислены указанные пени).

** Строка заполняется в случае направления налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) — организации (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков), индивидуальному предпринимателю требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по результатам налоговой проверки.

*** Часть заполняется в случае направления налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) — организации, (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков), индивидуальному предпринимателю уточненного требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов.

>
N 3. Форма требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными.
Содержание
Приказ Федеральной налоговой службы от 3 октября 2012 г. N ММВ-7-8/[email protected] «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Глава 10. Требования об уплате налогов и сборов

Требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета. Форма требования утверждается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю), организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.

В случае, когда указанные лица уклоняются от получения требования, указанное требование направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Требование об уплате налога, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, направляется налогоплательщику таможенным органом в порядке, установленном Налоговым кодексом с учетом особенностей, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения. Данные правила применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9566 —

| 7484 — или читать все.

ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОБ УПЛАТЕ НАЛОГА (НЕДОИМКИ), ПЕНЕЙ, ШТРАФА, ПРОЦЕНТОВ

Инспекция составляет требование об уплате налога, пеней, штрафа, процентов по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 03.10.2012 N ММВ-7-8/[email protected] (далее — Приказ N ММВ-7-8/[email protected]).

Требование направляется налогоплательщику:

— на бумажном носителе

— в форме электронного документа по телекоммуникационным каналам связи (п. 6 ст. 69 НК РФ).

С 1 июля 2015 г. в п. 6 ст. 69 НК РФ предусматривается возможность передачи требования в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика (п. 9 ст. 1, ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ). Подробнее о передаче налоговым органом документов через личный кабинет налогоплательщика вы можете узнать в Практическом пособии по налоговым проверкам.

Отметим, что в форме требования отсутствует поле для проставления подписи руководителя налогового органа или его заместителя. Высший Арбитражный Суд РФ в Решении от 06.06.2013 N ВАС-3796/13 указал, что отсутствие данного реквизита само по себе не является основанием для признания формы требования несоответствующей законодательству. Добавим, что п. 4 ст. 69 НК РФ не указывает подпись руководителя налогового органа или его заместителя в числе реквизитов, которые должны содержаться в требовании. Поэтому признать требование, составленное по действующей форме, недействительным из-за отсутствия в нем подписи руководителя инспекции или его заместителя вряд ли возможно.

Читайте так же:  Уведомление в сэс о начале деятельности

При наличии у налогоплательщика технической возможности получать документы по телекоммуникационным каналам связи инспекция может направить требование в электронной форме (п. 6 ст. 69 НК РФ). Оно также должно соответствовать форме, утвержденной Приказом N ММВ-7-8/[email protected] Данное требование подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью (КЭП), позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата). Это следует из п. 1, абз. 2 п. 15 Порядка направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного Приказом ФНС России от 09.12.2010 N ММВ-7-8/[email protected] (далее — Порядок направления требования в электронной форме).

Требование в электронной форме передается налогоплательщику по телекоммуникационным каналам в виде файла, Формат которого определен Приказом ФНС России от 28.12.2010 N ММВ-7-6/[email protected]

СОДЕРЖАНИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОБ УПЛАТЕ НАЛОГА (НЕДОИМКИ), ПЕНЕЙ, ШТРАФА, ПРОЦЕНТОВ

В требовании об уплате налога (пеней, штрафа, процентов) указываются (п. п. 4, 8 ст. 69 НК РФ):

— сумма задолженности по налогу, размер пеней, начисленных на момент направления требования, штрафа, а также сумма задолженности по процентам, начисленным на основании гл. 9 НК РФ;

— основания для взимания налога, а также положения законодательства, которые устанавливают обязанность налогоплательщика по его уплате;

— срок, в течение которого налогоплательщик вправе исполнить требование добровольно;

— информация о мерах принудительного взыскания недоимки, пеней, штрафа, которые налоговый орган вправе применить, если налогоплательщик не исполнит требование и добровольно не погасит налоговую задолженность;

— сведения о мерах, которые налоговый орган вправе применить для обеспечения исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога.

Если требование направляется физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, в нем также должен приводиться установленный законодательством срок уплаты налога (абз. 4 п. 2 ст. 11, п. 4 ст. 69 НК РФ).

См. образец требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов.

На практике при оформлении требования налоговая инспекция может отразить в нем перечисленные выше сведения неполно (например, не укажет срок добровольного исполнения требования налогоплательщиком). Суд, скорее всего, оставит такое требование в силе, особенно если фактически у вас есть задолженность перед бюджетом. Более того, Пленум ВАС РФ отметил, что, если сведения, указанные в п. 4 ст. 69 НК РФ, в требовании отсутствуют, но в нем есть ссылка на документ, где они содержатся, такое требование не может быть признано недействительным в связи с неотражением в нем необходимых сведений (п. 52 Постановления от 30.07.2013 N 57). Речь идет о ссылке на документ, на основании которого вынесено требование, например на решение налогового органа, налоговую декларацию (расчет авансового платежа).

Однако при нескольких формальных нарушениях со стороны налогового органа не исключено, что в совокупности они послужат основанием для признания требования недействительным.

Подробнее об этом вы можете узнать в разд. 3.8 «Какие нарушения налогового органа при выставлении требования об уплате налога (недоимки), пеней, штрафа, процентов влекут его недействительность (отмену)».

Рассмотрим подробнее, какие сведения должны быть указаны в требовании об уплате налога, пеней, штрафа, процентов.

1. Сумма задолженности по налогу и размер пеней, начисленных на момент направления требования (п. 4 ст. 69 НК РФ, Приложение N 2 к Приказу N ММВ-7-8/[email protected]).

В требовании отражается ваша текущая задолженность перед бюджетом (п. 1 ст. 69 НК РФ). Иногда в нем может быть указана сумма меньше отраженной в решении, на основании которого инспекция доначислила вам налог. Так происходит, если:

— организация (индивидуальный предприниматель) погасила часть задолженности до того, как инспекция направила ей требование;

— на момент выставления требования у налогоплательщика имелась переплата, которую инспекция самостоятельно зачла в счет погашения задолженности (п. 5 ст. 78 НК РФ).

Подробнее о правилах зачета переплаты в данном случае вы можете узнать в разд. 3.2 «Порядок и срок зачета излишне уплаченных (излишне взысканных) сумм налогов, пеней, штрафов налоговым органом самостоятельно (в одностороннем порядке)» Практического пособия по зачету и возврату налогов (пеней, штрафов).

При административном обжаловании решения инспекции вышестоящий налоговый орган может его изменить, уменьшив доначисленные суммы (абз. 5, 9 п. 2 ст. 140 НК РФ). При составлении требования инспекция должна учесть такие изменения.

Указанная в требовании задолженность по пеням может превышать сумму, зафиксированную в решении инспекции по результатам налоговой проверки. Это связано с тем, что при оформлении требования инспекция пересчитает пени на текущую дату (п. 4 ст. 69 НК РФ).

Подробнее о порядке расчета пеней вы можете узнать в разд. 2.2 «Начисление пеней за несвоевременную уплату налога. Расчет пеней по недоимке».

[1]

Возможно, что на момент оформления требования задолженность по налогу вы погасили, а пени не уплатили. Тогда в требовании будут указаны и недоимка, и пени. Сумму недоимки, на которую начислены пени, инспекция приводит для сведения. Повторно уплачивать налог в такой ситуации вам не нужно.

Также в требовании отражаются сумма штрафа, выявленная налоговым органом задолженность по процентам, которые начислены на основании гл. 9 НК РФ (п. п. 1, 8 ст. 69 НК РФ).

Если вы считаете, что указанная в требовании задолженность по налогу, пеням, штрафам, процентам превышает вашу фактическую задолженность перед бюджетом, рекомендуем обжаловать требование в этой части. Иначе инспекция взыщет с вас всю сумму задолженности, отраженную в требовании (п. п. 2, 8 ст. 45, п. п. 3, 9, 10 ст. 46, п. 10 ст. 68 НК РФ).

Подробнее о признании требования недействительным вы можете узнать в разд. 3.8 «Какие нарушения налогового органа при выставлении требования об уплате налога (недоимки), пеней, штрафа, процентов влекут его недействительность (отмену)».

2. Данные об основаниях взыскания задолженности, а также ссылка на положения законодательства, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить соответствующий налог, пени, штраф, проценты (абз. 2 п. 4, п. 8 ст. 69 НК РФ).

Читайте так же:  Как написать заявление в домоуправление

В качестве основания для взыскания задолженности инспекция указывает в требовании (Приложение N 2 к Приказу N ММВ-7-8/[email protected]):

— решение налогового органа, если недоимка выявлена в ходе налоговой проверки;

— налоговую декларацию, если налогоплательщик не уплатил отраженную в ней сумму налога;

— документ о выявлении недоимки, составленный в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 70 НК РФ.

Также в требовании должны быть перечислены статьи закона, которые определяют порядок уплаты конкретных налогов, начисления пеней, применения штрафа. Если налог устанавливается не только федеральным законодательством, но и региональными законами или нормативными актами органов местного самоуправления (ст. 1, п. п. 3, 4 ст. 12 НК РФ), в требовании должна содержаться ссылка и на них.

Например, налогоплательщик осуществляет деятельность на территории г. Москвы. В требовании об уплате налога на имущество организаций должны быть ссылки на ст. ст. 372 — 385.1 НК РФ, а также на Закон г. Москвы от 05.11.2003 N 64 «О налоге на имущество организаций».

В требовании, содержащем сумму пеней, инспекция должна привести ссылку на ст. 75 НК РФ, которая предусматривает их начисление.

Если в требовании указана сумма штрафа, в нем должна быть приведена норма Налогового кодекса РФ, которая устанавливает ответственность за соответствующее правонарушение.

Задолженность по уплате процентов, начисленных в связи с предоставлением рассрочки, отсрочки платежа по налогам, инвестиционного налогового кредита, отражается в требовании со ссылкой на соответствующее решение уполномоченных органов, указанных в ст. 63 НК РФ. По общему правилу на основании решения определяется порядок уплаты соответствующих процентов (абз. 2 п. 2 ст. 61 НК РФ).

Отсутствие или указание неверной информации об основаниях взимания задолженности в бюджет само по себе не влечет признания требования недействительным (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.06.2011 N А05-8634/2010 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 21.10.2011 N ВАС-13020/11)). Однако в совокупности с другими нарушениями, допущенными налоговым органом при выставлении требования, такая ошибка может повлечь его отмену (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 29.03.2011 N КА-А40/1941-11).

В то же время встречаются ситуации, когда решение, послужившее основанием для взимания недоимки, признано недействительным. В таких случаях требование подлежит отмене в связи с тем, что указанная в нем сумма задолженности не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по уплате налога.

Подробнее о признании требования недействительным вы можете узнать в разд. 3.8 «Какие нарушения налогового органа при выставлении требования об уплате налога (недоимки), пеней, штрафа, процентов влекут его недействительность (отмену)».

3. Срок добровольного исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафа, процентов.

Инспекция обычно указывает в требовании конкретную дату, до которой вам нужно самостоятельно погасить задолженность (Приложение N 2 к Приказу N ММВ-7-8/[email protected]).

О том, как определяется в требовании последний день срока его добровольного исполнения, вы можете узнать в разд. 3.6 «Срок и порядок исполнения требования об уплате налога (недоимки), пеней, штрафа, процентов».

Если инспекция не указала этот срок, для добровольной уплаты недоимки (пеней, штрафа, процентов) вам дается восемь рабочих дней с даты получения требования. Этот минимальный срок добровольного исполнения требования закреплен в п. 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4, п. 8 ст. 69 НК РФ.

Полагаем, что требование, в котором инспекция не указала срок его исполнения, суд вряд ли признает недействительным, поскольку определить его позволяет законодательство.

Отметим также, что инспекция не может уменьшить восьмидневный срок, но у нее есть право установить в требовании более продолжительный срок (абз. 4 п. 4, п. 8 ст. 69 НК РФ).

4. Меры принудительного взыскания, которые налоговый орган вправе применить, если налогоплательщик не исполнит требование и своевременно не погасит задолженность (п. 4 ст. 69 НК РФ).

По общему правилу инспекция вправе на основании ст. ст. 46, 47, п. 10 ст. 68 НК РФ взыскать с вас недоимку, пени, штраф и проценты в бесспорном (внесудебном) порядке, а также ограничить вас в совершении расходных операций по банковским счетам (ст. 76 НК РФ), арестовать ваше имущество (ст. 77 НК РФ).

Форма требования об уплате налога, пеней, штрафа, процентов содержит стандартную оговорку, предупреждающую о возможности применения налоговым органом указанных мер. Ошибок при оформлении этой части требования, как правило, не возникает.

Отметим, что оговорка о применении мер принудительного взыскания включается в требование, даже если взыскать задолженность налоговый орган может исключительно в судебном порядке. Ведь в случаях, указанных в пп. 1 — 4 п. 2 ст. 45 НК РФ, бесспорное взыскание неприменимо, а действующая форма требования в качестве основания для взыскания указывает положения ст. 45 НК РФ. Кроме того, специальной формы требования для них не утверждено.

5. Предупреждение о том, что налоговый орган направит материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (абз. 3 п. 4 ст. 69 НК РФ).

Передать материалы следственным органам инспекция обязана при одновременном выполнении следующих условий (п. 3 ст. 32 НК РФ):

— основанием для выставления требования послужило решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение;

— налогоплательщик не погасил задолженность в полном объеме в течение двух месяцев после окончания срока исполнения требования.

Инспекция обязана направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, даже если задолженность по требованию погашена частично (Письмо ФНС России от 29.12.2012 N АС-4-2/22690 (п. 4));

Видео (кликните для воспроизведения).

— недоимка является крупной или особо крупной. Какая сумма налоговой задолженности считается таковой, определено в примечаниях к ст. ст. 198 и 199 УК РФ.

Форма требования содержит соответствующую стандартную оговорку, поэтому ее отсутствие в требовании практически исключено.

Источники


  1. Воробьев, А. В. Теория адвокатуры / А.В. Воробьев, А.В. Поляков, Ю.В. Тихонравов. — М.: Грантъ, 2015. — 496 c.

  2. Под редакцией Дмитриевой И. К., Куренного А. М. Трудовое право России. Практикум; Юстицинформ — Москва, 2011. — 792 c.

  3. Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран; Юстицинформ — Москва, 2010. — 560 c.
  4. CD-ROM. Теория государства и права. Учебник для вузов. — Москва: Высшая школа, 2014. — 991 c.
  5. Старков, О. В. Теория государства и права / О.В. Старков, И.В. Упоров. — М.: Дашков и Ко, 2012. — 372 c.
Неисполнение требования об уплате налога
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here