Правила прохождения альтернативной гражданской службы

Ответы на вопросы по теме: "Правила прохождения альтернативной гражданской службы" с комментариями профессионалов для людей. Актуальность данных на 2020 год можно уточнить у дежурного специалиста.

Статья 16. Порядок прохождения альтернативной гражданской службы

Статья 16. Порядок прохождения альтернативной гражданской службы

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 16 настоящего Федерального закона

1. Порядок прохождения альтернативной гражданской службы определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Работодатель, к которому гражданин прибыл из военного комиссариата для прохождения альтернативной гражданской службы, обязан заключить с ним срочный трудовой договор на период прохождения альтернативной гражданской службы в этой организации и в трехдневный срок уведомить об этом военный комиссариат, который направил гражданина на альтернативную гражданскую службу, а также федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.

3. Перевод гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую осуществляется по основаниям и в порядке, которые определяются положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

4. По решению федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу в организациях, подведомственных этим органам, могут привлекаться к ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации.

Источник: http://base.garant.ru/184751/7a58987b486424ad79b62aa427dab1df/

Статья 4. Место прохождения гражданами альтернативной гражданской службы

Ст. 4 Закон об альтернативной службе в последней действующей редакции от 8 июля 2018 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 4. Место прохождения гражданами альтернативной гражданской службы

1. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:

  • в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;
  • в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

Прохождение альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных органам местного самоуправления, определяется федеральным законом.

2. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

При невозможности направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы за пределы территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают, граждане в соответствии с решением специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти могут быть направлены для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, находящиеся на территориях субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

3. Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность и занимающиеся традиционными промыслами коренных малочисленных народов Российской Федерации.

4. Перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, и места прохождения альтернативной гражданской службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, а также потребность организаций в трудовых ресурсах.

6. Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, не должна препятствовать трудоустройству других лиц, а также служить основанием для перевода на другое место работы лиц, выполняющих работу по трудовому договору, или для их увольнения.

Источник: http://dogovor-urist.ru/%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B/%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD_%D0%BE%D0%B1_%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B1%D0%B5/%D1%81%D1%82_4/

Статья 16. Порядок прохождения альтернативной гражданской службы

Ст. 16 Закон об альтернативной службе в последней действующей редакции от 1 января 2004 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 16. Порядок прохождения альтернативной гражданской службы

1. Порядок прохождения альтернативной гражданской службы определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Работодатель, к которому гражданин прибыл из военного комиссариата для прохождения альтернативной гражданской службы, обязан заключить с ним срочный трудовой договор на период прохождения альтернативной гражданской службы в этой организации и в трехдневный срок уведомить об этом военный комиссариат, который направил гражданина на альтернативную гражданскую службу, а также федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.

3. Перевод гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую осуществляется по основаниям и в порядке, которые определяются положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

4. По решению федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу в организациях, подведомственных этим органам, могут привлекаться к ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации.

Источник: http://dogovor-urist.ru/%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B/%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD_%D0%BE%D0%B1_%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B1%D0%B5/%D1%81%D1%82_16/

Правила прохождения альтернативной гражданской службы

Наверняка в нашей стране многие призывники не могут служить в армии. При этом, не просто из-за своего негативного отношения к армии, но и по другим причинам (к примеру вероисповедание не позволяет).

По этой причине в РФ предусмотрена альтернатива воинской службе, которая позволяет взамен армии осуществлять трудовую деятельность.

Но какие условия для этого? Кто может воспользоваться и что для этого необходимо?

Что это такое

Под определением альтернативная гражданская служба (далее АГС) подразумевается определенный вид трудовой деятельности, которая направлена на удовлетворение интересов не только государства, но и общества в целом.

Данный вид трудовой деятельности вправе полностью заменить службу в Вооруженных силах РФ по призыву.

Особенности

Та категория граждан, которые решили заменить службу в ВС РФ, практически ничем не отличаются от простых сотрудников предприятия, на которые их было направлено.

Более того, им также начисляется заработная плата, они имеют право воспользоваться положенным по Трудовому Кодексу РФ ежегодным отпуском.

Если говорить о трудовом распорядке, то он заключается в стандартной 40-часовой рабочей неделе.

Законодательная база

Определение АГС все-таки имеет отношение к воинской службе, поэтому в первую очередь его вопрос регулируется Конституцией РФ, в частности статьей 59. Данная статья предусматривает возможность замены воинской службы на АГС.

Если говорить о других законах, то это:

  1. Федеральный закон №113 “Об АГС”;
  2. Федеральный закон, который регулирует вопрос об условиях прохождения АГС.

Федеральный закон “Об АГС”

На сегодня существует несколько таких категорий граждан, а именно:

  • граждане призывного возраста, для которых служба в армии противоречит моральным принципам, либо же его религии и вероисповеданию;
  • лица призывного возраста, которые относят себя к немногочисленному коренному народу, проживающих и осуществляющих для себя традиционный вид деятельности.
Читайте так же:  При оформлении опекунства какие выплаты

Здесь есть небольшой нюанс, если для второй категории можно отнести только небольшой процент юношей, то под 1-ю категорию попадает едва не каждый.

Первую категорию можно условно разделить на несколько подгрупп: вера и убеждение.

Если к примеру, подгруппу с вероисповеданием еще можно каким-либо образом подтвердить (к примеру, это могут доказать его единомышленники), то для 2-й подгруппы все намного сложней.

Согласитесь, мало кто сможет подтвердить, что у человека имеет принцип “не брать в руки автомат”. К примеру, один человек живет с таким убеждением всю жизнь, другой, только после того, как у него что-то в жизни произошло.

Кто и при каких условиях имеет право на прохождение альтернативной гражданской службы

Если говорить о том, какие условия прохождения АГС, то следует обратиться к Федеральному закону, который регламентирует этот вопрос.

Федеральный закон об условиях прохождения АГС регулирует вопрос о том, кто имеет право воспользоваться этим вариантом прохождения воинской службы.

В частности этим могут воспользоваться:

  • лицо, претендующее на АГС должен быть в возрасте до 27 лет;
  • отсутствие медицинских противопоказаний для прохождения полноценной воинской службы;
  • возможность прохождения АГС имеют граждане, у которых имеется отсрочка по причине учебы;
  • после прохождения медицинской комиссии было принято решение о направлении призывника на АГС взамен полноценной воинской службы.

Такой альтернативой имеют право воспользоваться лица, которые:

  • имеют возраст от 18 до 27 лет;
  • не находятся в запасе;
  • предоставили в военный комиссариат соответствующее заявление.

В каких случаях нельзя воспользоваться данным правом

АГСом не имеют право воспользоваться такие граждане, которые:

  • не имеют никаких оснований для получения освобождения от прохождения воинской службы;
  • являются освобожденными по состоянию своего здоровья;
  • имеют на руках отсрочку от призыва.

Как правило, лица, которые воспользовались правом замены воинской службы, осуществляют свою трудовую деятельность за пределами региона своего проживания.

Где и в какие сроки проходят АГС

Гражданская трудовая деятельность взамен воинской службы может осуществляться на предприятиях, которые:

  • являются подведомственными федеральным органам самоуправления;
  • являются подведомственными непосредственно исполнительным властям субъектов РФ;
  • находятся в подчинении у Министерства обороны, и при этом на них допускается трудовая детальность гражданских лиц.

При этом необходимо брать во внимание тот факт, что период АГС более продолжительный. На сегодняшний день по АГС необходимо отработать порядка 21 месяца.

Но есть небольшой нюанс: при выборе АГС на предприятиях Министерства обороны, продолжительность составляет 1,5 года.

Порядок замены службы в армии

Для того, чтобы воспользоваться альтернативой воинской службой по призыву, необходимо выполнить следующие шаги.

Предоставление заявления

Стоит учесть, что соответствующий документ необходимо предоставлять по месту проживания призывника в такие сроки:

  • до 1 апреля включительно – тем категориям призывников, которые могут быть призваны на службу в период осеннего призыва (октябрь-декабрь);
  • до 1 октября включительно – тем категориям призывников, которые могут быть призваны на воинскую службу в следующем году в весенний период (апрель-июнь).

Что касается самого заявления, то оно подается в произвольной форме и четких рамок в законодательстве не предусмотрены. Но при этом в документе в обязательном порядке должны содержаться сведения о том, почему призывник не может проходить стандартную воинскую службу.

Если говорить о документах, которые прикладываются к самому заявлению, то их не так много:

  • автобиография либо же характеристика с последнего места работы (если призывник осуществляет трудовую деятельность). Если призывник только закончил учебу, необходимо брать с образовательного учреждения;
  • копию справки о составе семьи;
  • копию диплома об образовании.

Для того чтобы гарантировать положительное решение по этому вопросу, в заявлении необходимо указывать инициалы граждан и их контакты, чтобы они смогли подтвердить тот факт, что призывник не может служить. Простыми словами они докажут, что вера либо убеждение имеет месту быть.

После того, как весь перечень документов с заявлением поданы, военный комиссар обязан выдать призывнику справку, которая подтверждает факт принятия заявления.

Принятие решения

Написанное призывником заявление рассматривается исключительно на заседании призывной комиссии и в обязательном порядке в присутствии самого призывника. О том, когда именно необходимо явиться на комиссию, военкомат уведомляет стандартной повесткой.

Самому призывнику необходимо как можно тщательней подготовиться, поскольку ему предстоит приводить серьезные аргументы, почему ему нельзя служить.

Желательно на комиссии брать с собой тех лиц, которые могут подтвердить все слова призывника. Но нужно обращать внимание, что это не могут быть мама, папа и другие родственники.

После выслушивания аргументов, комиссия принимает решение о замене либо отказе в АГС.

Если говорить о сроках принятия решения, то это должно осуществиться не позже 1 календарного месяца с момента подачи соответствующего заявления.

Для тех призывников, которые призываются в осенний период, последний день принятия решения – 1 ноября.

Для тех призывников, которые призываются в весенний период, последний день принятия решения – 1 мая.

Возможные причины отказа

Действующим законодательством предусмотрены конкретные причины, по которым комиссия может принять отрицательное решение:

  • при подаче заявления были нарушены сами сроки подачи заявления (документ подан позже установленного законодательством срока);
  • предоставленная характеристика не соответствует аргументам призывника во время рассмотрения заявления;
  • призывник по каким-либо причинам не явился на комиссию дважды;
  • до этого призывник уже отказывался от возможности оформления альтернативы.

Стоит отметить, что имеются уважительные и неуважительные причины, по которым призывник мог не явиться на комиссию.

В свою очередь к уважительным причинам законодательство относит:

  • наличие заболевания, которое стало причиной утраты дееспособности;
  • наличие серьезного заболевания у его родителей, либо же смерть близкого родственника;
  • причины, которые не зависят от воли самого призывника (к примеру: ДТП).

Остальные же причины являются неуважительными, и комиссия сразу принимает отрицательное решение.

После того, как комиссия выслушала доводы призывника, она вправе принять решение:

  • позволить призывнику воспользоваться альтернативой и назначить медицинское обследование;
  • отказать в АГС и призвать его к срочной службе.

Основной перечень профессий и области трудовой деятельности

Законодательством предусмотрен перечень таких категорий и специальностей:

  • сотрудники-инструментальщики, которые имеют определенный уровень квалификации;
  • сотрудники с техническим образованием;
  • призывники, которые относятся к области быта, торговли;
  • призывники, у которых имеется опыт ведения сельскохозяйственной деятельности;
  • остальные молодые специалисты с высшим образованием.

Компании, которые находятся в ведомственном подчинении:

  • региональные органы местного самоуправления;
  • Министерство юстиции и Министерство природных ресурсов;
  • Росагенства, занимающиеся вопросом боеприпасов и вооружения;
  • Министерство обороны и Министерство труда.
Читайте так же:  Как хоронить если нет денег на похороны

Если говорить по конкретным областям, где можно пройти АГС, то они являются следующими:

  • психологические диспансеры и другие учреждения здравоохранения;
  • социальные дома для престарелых и лиц, у которых имеет ограниченные возможности;
  • объекты, которые используются не только для охраны, но и конвоирования преступников;
  • область строительства, культуры, а также образования;
  • различные военные учреждения, включая предприятия связи.

Льготы граждан на альтернативной гражданской службе

Та категория граждан, которым удалось воспользоваться АГС взамен срочной службы, имеют право на получение таких льгот:

  • предоставление бесплатного проезда к месту своей трудовой деятельности по АГС (при этом любой вид транспорта за исключением такси);
  • получение ежегодного оплачиваемого отпуска согласно Трудовому Кодексу РФ;
  • бесплатный проезд по причине перевода на новое место работы, в том числе и проезд за счет государства домой после увольнения;
  • предоставление бесплатного жилья на время работы по программе АГС.

Стоит отметить, что остальные льготы для этих граждан полностью идентичны, как и для обычных граждан, которые работают. Простыми словами им предоставляется полный социальный пакет и при этом стаж работы записывается в трудовую книжку.

О правилах и условиях прохождения альтернативной гражданской службы смотрите в следующем видеосюжете:

Источник: http://posobie-help.ru/nalogi-i-zakony/zakonodatelnaya-baza/alternativnaja-grazhdanskaja-sluzhba.html

Правила прохождения альтернативной гражданской службы

В данном и последующих материалах рассмотрено:

законодательство об альтернативной гражданской службе;

что такое альтернативная гражданская служба;

сколько длится альтернативная гражданская служба;

кто может поступить на альтернативную гражданскую службу и

как поступить на альтернативную гражданскую службу.

Порядок прохождения призывниками альтернативной гражданской службы регламентируется:

Федеральным законом от 25.07.2002 № 113-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об альтернативной гражданской службе»;

Указом Президента РФ от 21.07.2003 № 793 (ред. от 19.03.2013) «Вопросы организации альтернативной гражданской службы»;

Постановлением Правительства РФ от 11.12.2003 № 750 (ред. от 26.03.2019) «Об организации альтернативной гражданской службы» и

Приказом Минтруда России от 12.02.2019 № 81н (ред. от 29.05.2019) «Об утверждении перечней видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы».

Указом Президента РФ от 21 июля 2003 г. № 793 «Вопросы организации альтернативной гражданской службы»:

специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по организации альтернативной гражданской службы определены Минтруд РФ и Минобороны РФ, которые в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства в области альтернативной гражданской службы;

установлено, что федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, заинтересованные в направлении граждан для прохождения альтернативной гражданской службы в подведомственные им организации, представляют в установленном порядке предложения:

по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и

организаций, где предлагается предусмотреть прохождение альтернативной гражданской службы,

а также предложения по количеству граждан, которые могут быть приняты для прохождения альтернативной гражданской службы в организации; подведомственные указанным федеральным органам исполнительной власти;

порядок представления федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ предложений, связанных с организацией альтернативной гражданской службы, а также принятия решений специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по вопросам участия указанных органов исполнительной власти в организации альтернативной гражданской службы устанавливается Постановлением Правительства РФ № 750 «Об организации альтернативной гражданской службы».

Постановлением Правительства РФ № 750 «Об организации альтернативной гражданской службы»:

установлено, что федеральные органы исполнительной власти, участвующие в организации альтернативной гражданской службы:

направляют в Федеральную службу по труду и занятости необходимую информацию о гражданах, прибывших для прохождения альтернативной гражданской службы в подведомственные им организации;

ведут учет граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в подведомственных им организациях, организуют их размещение и бытовое обслуживание;

контролируют соблюдение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных им организациях, где граждане проходят альтернативную гражданскую службу;

обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение положений законодательства РФ в области альтернативной гражданской службы, а также осуществляют меры по реализации прав граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и по их социальной защите;

утверждены Правила представления федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ предложений, связанных с организацией альтернативной гражданской службы, а также принятия специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решений по вопросам участия указанных органов в организации альтернативной гражданской службы;

установлено, что органы исполнительной власти, заинтересованные в направлении граждан для прохождения альтернативной гражданской службы в подведомственные им организации, представляют ежегодно, до 1 января, в Минтруд РФ предложения, связанные с организацией альтернативной гражданской службы;

установлено, что предложения, представляемые в Минтруд РФ должны содержать:

сведения о видах работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу;

перечни организаций, где предлагается предусмотреть прохождение альтернативной гражданской службы;

сведения о количестве граждан, которые могут быть приняты в организации для прохождения альтернативной гражданской службы, с указанием специальности, квалификации или должности, а также характеристики условий труда и режима труда и отдыха в этих организациях;

сведения об условиях размещения и бытового обслуживания граждан по месту прохождения ими альтернативной гражданской службы;

установлено, что на основании представленных предложений:

Минтруд РФ разрабатывает перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы, и утверждает их ежегодно, до 1 марта;

критерии и приоритеты разработки перечней определяются Минтрудом РФ с участием Минобороны РФ;

Видео (кликните для воспроизведения).

утвержденные перечни направляются в Минобороны РФ и соответствующие органы исполнительной власти;

установлено, что для разработки плана направления граждан на альтернативную гражданскую службу Минобороны РФ представляет в Федеральную службу по труду и занятости сведения:

о численности граждан, подавших заявление в военный комиссариат о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (до 1 июня — в отношении граждан, которые должны быть призваны на военную службу в октябре — декабре текущего года, и до 1 декабря — в отношении граждан, которые должны быть призваны на военную службу в апреле — июле следующего года);

о численности и составе граждан, в отношении которых призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (до 1 февраля — в отношении граждан, которые должны быть призваны на военную службу в апреле — июле текущего года, и до 1 августа — в отношении граждан, которые должны быть призваны на военную службу в октябре — декабре текущего года);

установлено, что Федеральная служба по труду и занятости с участием Минобороны РФ в соответствии с утвержденными перечнями и данными о численности и составе граждан, в отношении которых призывными комиссиями вынесены заключения о замене им военной службы по призыву альтернативной гражданской службой:

Читайте так же:  Первая группа крови резус положительный

принимает решения об участии органов исполнительной власти в организации альтернативной гражданской службы в подведомственных им организациях, разрабатывает для каждого из них плановые задания по приему граждан для прохождения альтернативной гражданской службы;

плановые задания доводятся Федеральной службой по труду и занятости до органов исполнительной власти, участвующих в организации альтернативной гражданской службы, ежегодно, до 1 марта и до 1 сентября, для осуществления мероприятий по организации альтернативной гражданской службы;

установлено, что органы исполнительной власти:

представляют не позднее чем за 15 дней до начала очередного призыва на военную службу в соответствии с плановыми заданиями в Федеральную службу по труду и занятости уведомления о готовности приема граждан в подведомственные им организации на конкретные рабочие места для прохождения альтернативной гражданской службы;

с учетом представленных уведомлений Федеральная служба по труду и занятости с участием Минобороны РФ уточняет плановые задания, утверждает план направления граждан на альтернативную гражданскую службу и до начала очередного призыва на военную службу доводит его до соответствующих органов исполнительной власти, а также военкоматов субъектов РФ для принятия решений о направлении граждан к месту прохождения альтернативной гражданской службы.

Федеральным законом от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»:

регулируются конкретные отношения, связанные с реализацией гражданами РФ конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой;

определяются права, сроки, ответственность, организация и порядок прохождения альтернативной гражданской службы.

Приказом Минтруда России № 81н «Об утверждении перечней видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы»:

в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 750 «Об организации альтернативной гражданской службы» утверждены (по состоянию на июнь 2019 года):

перечень профессий рабочих и должностей служащих, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу и

перечень организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы.

Перечень профессий рабочих, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу:

Перечень должностей служащих, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу:

Перечень организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы подразделяется на:

организации, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти:

Министерство культуры РФ,

Министерство промышленности и торговли РФ,

Министерство сельского хозяйства РФ,

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ;

Федеральное агентство морского и речного транспорта

организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ.

С конкретными организациями, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы, в соответствующем регионе можно ознакомиться в Приложении № 2 к приказу Минтруда России от 12 февраля 2019 г. № 81н (по состоянию на 29.05.2019).

Источник: http://moiprava.info/trudovoe-pravo/pravo-na-voennuyu-sluzhby/doprizyvnaya-podgotovka-k-voennoj-sluzhbe/1411-chto-takoe-alternativnaya-grazhdanskaya-sluzhba

Особенности прохождения альтернативной службы

Автор: В. В. Данилова

Каким гражданам военная служба может заменяться на альтернативную? В чем заключаются особенности оформления «альтернативщика» на работу? Какие документы он должен представить? Какие периоды не засчитываются в срок альтернативной службы? Чем режим рабочего времени и времени отдыха таких работников отличается от остальных? Какие гарантии и ограничения установлены для «альтернативщиков»? В каком порядке их увольнять?

Законодательством РФ для граждан от 18 до 27 лет, подлежащих призыву на военную службу, преду­смотрено право заменить ее альтернативной гражданской службой, то есть специфической трудовой деятельностью по определенным профессиям и должностям. Таких лиц по сравнению с количеством призывников, конечно, немного, но с каждым годом становится больше. И работодателям, к которым могут быть направлены «альтернативщики», нужно знать, как и на каком основании их принимать на работу, как увольнять и какие особенности при альтернативной службе должны соблюдаться. Об этом мы и расскажем в статье.

Oсновным регулирующим законом в данной области является Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (далее – Закон № 113-ФЗ). В нем дано такое определение: альтернативная гражданская служба – особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную службу, регулируется Трудовым кодексом с учетом нюансов, предусмотренных Законом № 113-ФЗ. Кроме этого, следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 № 256, которым утвержден Порядок прохождения альтернативной гражданской службы (далее – Порядок).

У кого есть право на замену и на какую?

Решение о том, можно ли заменить призывнику военную службу на альтернативную, принимает призывная комиссия. Однозначно будет отказано гражданам, которые согласно ст. 3 Закона № 113-ФЗ:

имеют основания для освобождения от призыва на военную службу (например, не годны к ней по состоянию здоровья);

не подлежат призыву на военную службу (в частности, находятся под следствием или судимы);

имеют отсрочку от призыва (временно не годны по состоянию здоровья, воспитывают ребенка без матери и др.).

Законом № 113-ФЗ установлено лишь два случая, когда гражданин имеет право на замену военной службы альтернативной:

1. Если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

2. Когда он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами (ст. 2).

Что касается видов подходящих для «альтернативщиков» работ и профессий, среди них есть как рабочие специальности (грузчик, дворник, столяр и пр.), так и высококвалифицированные (врач, программист, юрист) – всего 104 специальности. При этом по сравнению с действующим ранее перечнем 22 специальности исключены.

Перечень видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается ее прохождение, утвержден Приказом Минтруда РФ от 08.02.2017 № 152н.

Согласно ст. 4 Закона № 113-ФЗ организации, в которых граждане могут проходить альтернативную службу и которые перечислены в перечне, подведомственны федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ. Кроме того, такие граждане могут занимать гражданские должности в организациях ВС РФ, других войсках и воинских формированиях.

Территориально граждане проходят альтернативную службу, как правило, за пределами своего субъекта РФ, за исключением лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, – они направляются в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов.

При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят «альтернативщик», и места прохождения такой службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина и потребность организаций в трудовых ресурсах. При этом нужно помнить, что трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную службу, не должна препятствовать трудоустройству других лиц, а также служить основанием для перевода на другое место работы лиц, выполняющих работу по трудовому договору, или для их увольнения (ч. 5, 6 ст. 4 Закона № 113-ФЗ).

Читайте так же:  Как узнать когда придут детские пособия

Оформляем трудовой договор.

В силу п. 39 Порядка по прибытии в организацию для прохождения альтернативной службы гражданин предъявляет работодателю следующие документы:

паспорт гражданина РФ или документ, его заменяющий;

удостоверение и учетную карту;

проездные документы на проезд к месту прохождения альтернативной гражданской службы;

трудовую книжку, кроме случая, когда трудовой договор заключается впервые;

страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (при наличии);

документы об образовании и (или) квалификации или владении специальными знаниями (при наличии);

документы воинского учета.

В учетной карте гражданина работодатель должен сделать отметку о его прибытии в организацию (п. 50 Порядка).

В соответствии со ст. 59 ТК РФ, ст. 16 Закона № 113-ФЗ и Порядком с гражданином, прибывшим для прохождения альтернативной службы, заключается срочный трудовой договор. При этом днем начала работы будет день убытия к месту прохождения такой службы, указанный в предписании военного комиссариата.

Срок действия договора равен сроку прохождения альтернативной службы, при службе в органах исполнительной власти он составляет 21 месяц. Причем в срок службы включается время нахождения гражданина в пути, подтвержденное проездными и другими документами.

В срок альтернативной службы не засчитываются

Время учебного отпуска

Время отбывания уголовного или административного наказания

Время отстранения от работы по причине алкогольного или иного опьянения

На основании трудового договора работодатель издает приказ о приеме на работу. Кроме того, в трехдневный срок с момента заключения договора следует уведомить об этом орган исполнительной власти, которому подведомственна организация, а также военный комиссариат, который направил гражданина на альтернативную службу, и военный комиссариат по месту прохождения службы (п. 50 Порядка).

Испытательный срок при приеме на работу для гражданина, проходящего альтернативную службу, не устанавливается (п. 41 Порядка).

Как и всем сотрудникам, в трудовую книжку «альтернативщика» следует внести запись и заполнить его личную карточку.

Моментом окончания действия трудового договора будет день расторжения работодателем срочного трудового договора при прекращении альтернативной гражданской службы.

Особенности прохождения службы.

Как уже было отмечено, трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную службу, регулируется Трудовым кодексом с учетом особенностей, предусмотренных Законом № 113-ФЗ и Порядком. Особенности при приеме на работу мы рассмотрели, теперь рассмотрим нюансы осуществления альтернативной службы.

1. Обращения работников-«альтернативщиков». Согласно п. 42 Порядка работник, проходящий альтернативную службу, имеет право направлять обращения и жалобы по вопросам прохождения службы должностному лицу, определяемому руководителем органа исполнительной власти, которому подведомственна организация.

2. Рабочее время и время отдыха. В силу ст. 20 Закона № 113-ФЗ продолжительность рабочего времени граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, а также правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Так, согласно ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Если гражданин, например, проходит альтернативную службу в медицинском учреждении и включен в медперсонал, продолжительность его рабочего времени за учетный период не может превышать 39 часов в неделю (ст. 350 ТК РФ).

При использовании гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, отпуска по уходу за ребенком предоставляется свободное от работы время для проезда к месту использования указанного отпуска и обратно (ст. 17 Закона № 113-ФЗ).

При этом в соответствии с п. 43 Порядка исполнение «альтернативщиком» трудовых обязанностей осуществляется при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного рабочего времени, если он участвует в мероприятиях, перечень которых определяется руководителем федерального органа исполнительной власти либо руководителем органа исполнительной власти субъекта РФ, в подведомственной которому организации гражданин проходит альтернативную гражданскую службу. В этом случае работодатель учитывает время исполнения гражданином трудовых обязанностей в сутках. За каждые трое суток участия в указанных мероприятиях гражданину предоставляется двое суток отдыха, причем, как правило, по окончании этих мероприятий.

Гражданину, проходящему альтернативную гражданскую службу, полагаются отпуска в порядке, установленном ТК РФ. При этом продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска и отпуска без сохранения заработной платы увеличивается на количество календарных дней, необходимых для проезда к месту использования отпуска и обратно.

При убытии гражданина в отпуск работодатель выдает ему отпускной билет, форма которого утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.04.2005 № 261[1] (далее – Приказ № 261). По окончании отпуска гражданин должен явиться к месту прохождения альтернативной службы в установленный работодателем срок. По прибытии он сдает работодателю отпускной билет и проездные документы. Все сведения о предоставленных отпусках работодатель должен вносить в учетную карту гражданина, проходящего альтернативную службу.

Добавим, что ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть про­длен в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, и при предоставлении работодателю документов, подтверждающих основания для продления отпуска (п. 54 Порядка).

3. Перевод. Пунктом 44 Порядка установлено право гражданина, проходящего альтернативную службу, на перевод из одной организации в другую.

Источник: http://www.audit-it.ru/articles/personnel/a110/916292.html

Альтернативная гражданская служба — порядок прохождения

Прохождение альтернативной гражданской службы (АГС) предусмотрено Конституцией РФ, Федеральным законом от 25.07.2002 N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 N 256.

Что такое альтернативная гражданская служба — понятие

Альтернативная гражданская служба – это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Кто имеет право на замену военной службой альтернативной

Гражданин имеет право пройти АГС в случаях, если:

  • несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
  • он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

В иных случаях прохождение АГС не допускается.

На альтернативную гражданскую службу, также как и на обычную военную, призываются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых принято соответствующее решение.

На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые:

  • имеют основания для освобождения от призыва на военную службу;
  • не подлежат призыву на военную службу;
  • имеют отсрочку от призыва на военную службу.
Читайте так же:  В какой суд подавать иск о взыскании денежных средств

Граждане проходят АГС, как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

Срок прохождения альтернативной гражданской службы

Альтернативная гражданская служба проходит:

  • в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;
  • в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

В отличие от военной службы срок альтернативной службы более длительный. В настоящее время срок в 1,75 раза превышает срок военной службы по призыву и для граждан (в том числе окончивших государственные, муниципальные или негосударственные образовательные учреждения ВУЗы, ПТУ) составляет 21 месяц;

Если же АГС проходит в организациях Вооруженных Сил РФ, срок альтернативной службы увеличивается в 1,5 раза и составляет 18 месяцев.

Что необходимо для замены военной службы на АГС

Для того чтобы попасть на альтернативную службу необходимо выполнить следующие действия.

  1. Подать заявление о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу.

Заявление необходимо подавать в военкомат по месту постоянного проживания в следующие сроки:

  • до 1 апреля – для призывником, которые должны быть призваны на военную службу в октябре — декабре текущего года;
  • до 1 октября – для призывников, которые должны быть призваны на военную службу в апреле — июне следующего года.

Порядок подачи заявления

Заявление подается в произвольной форме. При этом в заявлении необходимо обосновать причины, по которым несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию.

К заявлению необходимо приложить автобиография и характеристику с места работы или учебы гражданина. К заявлению гражданин вправе приложить другие документы. Предоставление иных документов не является обязанностью, они подаются по желанию призывника. Как правило, призывники прикладывают документы об образовании, справки о составе семьи.

Желательно (но не обязательно) в заявлении указать лиц, которые смогут подтвердить обстоятельства, по которым несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию.

После подачи заявления необходимо в военкомате получить документ, подтверждающие направление заявления. Как правило, это отметка сотрудника военкомате на втором экземпляре заявления о его получении, либо справка о регистрации заявления.

2. Рассмотрение заявления о прохождении альтернативной гражданской службы

Заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой рассматривается на заседании призывной комиссии только присутствии призывника. О времени и месте рассмотрения заявления лицо извещается повесткой из военкомата под роспись.

На заседании призывной комиссии при рассмотрении заявления призывнику необходимо быть готовым к выступлению и аргументированному изложению обстоятельств, по которым он просит заменить прохождение военной службы альтернативной. На заседание также необходимо пригласить и лиц, которые согласились подтвердить его позицию.

По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.

Заключение (решение) призывной комиссии должно быть вынесено (принято) в течение 1 месяца со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат, то есть для осенних призывников предельный срок рассмотрения заявлений составляет до 1 мая текущего года, для призывников весеннего призыва – до 1 ноября.

При необходимости запроса призывной комиссией дополнительных материалов срок принятия решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Законодательством установлены конкретные причины, по которым призывнику отказывают в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой:

  • нарушении срока или порядка подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой,;
  • характеризующие документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
  • в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения;
  • призывник дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины;
  • ранее лицу была предоставлена возможность пройти АГС, но он от нее уклонился.

При этом к уважительным причинам неявки относят:

  • заболевание или увечье (травма) гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
  • тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
  • препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
  • иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.

По результатам проведения заседания принимается решение:

  1. О замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой с одновременным вручением повестки с указанием срока явки на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении его на альтернативную гражданскую службу.
  2. Об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Данное решение можно обжаловать в суде, для чего необходимо получить копию решения призывной комиссии, которая должна быть выдана призывнику в трехдневный срок со дня принятия решения.

Особенности прохождения альтернативной службы

Граждане, проходящие АГС, мало чем отличаются от обычных работников тех предприятий, куда их направляют.

Они также получают заработную плату, имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск, рабочий день для них установлен трудовым распорядком и, как правило, составляет 40 часов в неделю.

Ответственность за уклонение от альтернативной службы

Уклонение от прохождения альтернативной службы признается таким же преступлением как и уклонение от военной службы (см. ссылку). А вот наказание для призывников-альтернативщиков немножко мягче.

В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (ч. 2 ст. 328 Уголовного кодекса Российской Федерации) на уклонистов от прохождения альтернативной гражданской службы по приговору суда может быть наложен штраф в размере до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательные работы на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

По сложившейся судебной практике уклонистами от призыва считаются лица, получившие решение о направлении на альтернативную службу, но по неуважительным причинам не прибывают к месту прохождения службы в установленные сроки, неоднократное самовольное оставление места работы, отказ от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы, в том числе отказ заключить срочный трудовой договор, досрочное увольнение путем обмана.

Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы считается оконченным преступлением для лиц, направленных на альтернативную гражданскую службу с момента достижения ими возраста 28 лет 9 месяцев или 28 лет 6 месяцев в зависимости от ее срока.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://personright.ru/voyenkomat/alternativnaya-sluzhba-ags.html

Правила прохождения альтернативной гражданской службы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here