Работа с социальным устройством

Ответы на вопросы по теме: "Работа с социальным устройством" с комментариями профессионалов для людей. Актуальность данных на 2020 год можно уточнить у дежурного специалиста.

Социальное служение Русской Православной Церкви — [электронный ресурс]:

Мультимедийное учебное пособие. / под ред. прот. В. Хулапа, И.В. Астэр — СПб: СПбГИПСР, 2014.

Система социальной работы: основные характеристики

Платонова Н.М., д.п.н., профессор СПбГИПСР

Социальная работа как особый вид деятельности представляет собой целостную си­стему, состоящую из следующих элементов (ком­понентов):

  1. объекты и субъекты социальной работы;
  2. институты социальной работы;
  3. основные сферы социальной работы;
  4. методы и формы социальной работы.

Объектом социальной работы в ее широкой трактовке, по мнению В.П. Павленка, являются все люди. Это объясняется тем, что жизнедеятельность всех групп и слоев населения зависит от тех условий, которые в значительной мере предопределяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, со­держанием социальной политики, возможностями ее реализации 1 .

В более узком значении объект социальной работы в литературе характеризуется с помощью различных понятий: «трудная жизненная ситуация», «человек в проблемной ситуации, когда нарушается его жизнедеятельность». Каждый член общества, попавший в трудную жизненную ситуацию, может стать клиен­том социальной службы. Однако чаще всего под понятием «кли­ент» понимаются определенные категории населения, нуждаю­щиеся в различных видах помощи для решения их жизненных проблем.

В качестве клиентов могут выступать любая отдельная лич­ность, группа, семья, социальные структуры, организации, общи­ны (например, секта) или население какой-либо территории пол­ностью или частично. Как правило, это — клиент, находящийся в трудной жизненной ситуации, который не способен решить свои проблемы самостоятельно, он исчерпал имеющиеся у него воз­можности и ресурсы и ориентирован на социальную помощь и социальные услуги. В то же время клиент службы должен обла­дать свободой выбора, нести ответственность за предоставляемые ему ресурсы и услуги, быть ориентированным на самопомощь.

Жизненная ситуация клиентов рассматривается как уникаль­ная. Действительно, каждый человек имеет только ему свойст­венные потребности, жизненный опыт, возможности и цели жиз­ни. На его судьбу оказывает влияние социальное окружение. Практика социальной работы показывает, что типичными индиви­дуальными проблемами клиентов являются семейные и внутриличностные конфликты и кризисы (потеря работы, трудности общения, конфликты с ближайшим социальным окружением). Такие проблемы, как бедность, нищета, отсутствие работы, не только порождают эмоциональные переживания, но и приводят к проблемам социальной неадекватности, нарушению нормальной жизнедеятельности клиентов.

Для обозначения общих проблем, объединяющих обративших­ся за помощью людей, введено понятие «целевая группа» как обобщенное понятие «клиент». К клиентским группам можно от­нести женщин, детей, людей пожилого возраста, инвалидов, лю­дей с различными формами зависимостей.

В практике социальной работы выделяют более 30 клиентских групп, имеющих сходные жизненные проблемы, в связи с кото­рыми им предоставляются социальные услуги.

В процессе оказания помощи социальный работник выступает как «проводник перемен». Перемены могут быть связаны с изме­нениями поведения клиента, его отношений с окружающими, обусловленными новыми жизненными ценностями. Социальный работник должен побуждать клиента к максимальным усилиям по решению его жизненных проблем. Изучение условий жизни кли­ента и его личности позволяет ему более четко определить харак­тер необходимой помощи. Задачи, которые социальный работник может поставить перед клиентом, определяются следующим образом:

  1. клиент должен воспринимать социального работника как временного агента, помогающего ему в решении одной или нескольких проблем;
  2. клиент должен видеть в социальном работнике специа­листа, знания и умения которого он может использовать в своих интересах;
  3. клиент должен видеть в социальном работнике партнера в решении проблемных ситуаций.

Однако социальный работник руководит процессами оказания помощи, а не самим клиентом. Он помогает клиенту анализиро­вать различные пути решения проблемы. Окончательный вариант ее решения должен выбрать сам клиент. Ответственность за при­нятие решений социальный работник должен брать на себя толь­ко в исключительных случаях (недееспособность клиента, заболе­вание или возраст). Таким образом, объектом социальной работы выступает трудная жизненная ситуация клиента, которую он не может разрешить самостоятельно в силу отсутствия знаний, опы­та, недостаточных ресурсов или иных причин.

В качестве объектов социальной работы иногда рассматриваются сферы жизнедеятельности, среди которых важнейшими являются:

  1. сфера производства;
  2. сфера здравоохранения;
  3. сфера образования;
  4. сфера культуры;
  5. культурно-досуговая сфера;
  6. силовые структуры;
  7. пенитенциарная система;
  8. социально-этническая среда;
  9. сфера бытового обслуживания.

Субъектами социальной работы могут выступать:

  1. организации, учреждения, в том числе государство со сво­ими структурами, социальные службы различного подчи­нения; администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и т.д. и их подразделе­ния;
  2. общественные, благотворительные организации и их уч­реждения;
  3. специалисты различных социальных служб, а также пред­ставители общественных, благотворительных организа­ций и частных социальных служб, профсоюзов;
  4. преподаватели социальных учебных заведений и их под­разделений;
  5. научные работники (исследователи).

В качестве ведущего субъекта социальной работы на феде­ральном уровне выступает Министерство здравоохранения и со­циального развития, которое определяет социальную политику, разрабатывает социальные программы и формирует источники их финансирования.

Содержание социальной работы на федеральном уровне опре­деляется законодательной и социальной политикой государства в масштабе всей страны. На региональном уровне социальная рабо­та приобретает более содержательный характер. Местный уро­вень определяется адресной социальной деятельностью.

Среди субъектов социальной работы можно выделить админи­стративно-управленческие структуры, которые на различных ста­диях государственной иерархии формируют и осуществляют со­циальную политику.

Важное значение имеет деятельность различных обществен­ных объединений на местах, которые активно решают соци­альные проблемы как группы самопомощи.

Институты социальной работы включают в себя весь спектр социальных служб и учреждений, в которых осуществляется по­мощь населению (официального, неофициального, государствен­ного, негосударственного, добровольно-общественного характе­ра). Каждый социальный институт имеет свои специфические за­дачи.

К специально созданным институтам помощи и защиты (фор­мализованные институты социальной работы) относят: государ­ственные институты социальной защиты населения, образова­ние, здравоохранение, учреждения культуры, Вооруженные силы и т.д.

Негосударственные формализованные институты социальной работы включают в себя: церковь, общественные организации, благотворительные фонды, производственные предприятия.

Читайте так же:  Можно ли записывать на диктофон в школе

Как неформальные институты помощи рассматриваются семья (родственники), соседство, приятельство, частные благотворители. Они могут действовать как самостоятельно, так и оказывать со­действие государственным и негосударственным организациям.

Существует и другое деление институтов социальной работы — на общепрофильные и специализированные.

К общепрофильным институтам относят учреждения, открыва­емые для обслуживания жителей конкретной общины, коммуны, муниципалитета и других малых административно-территориаль­ных единиц (коммьюнити центры в США, бюро социальных услуг в Швеции, социальные отделения в Германии, отделы социальной защиты в России). Цель и задачи данных учреждений — оказывать первичную социальную помощь всем нуждающимся, находясь в непосредственной близости к месту проживания населения.

Специализированные учреждения предоставляют социальные услуги определенным категориям населения с учетом специфики их проблем (социальные гостиницы, дома ночного пребывания, консультационные центры и т.д.).

Специалисты социальных служб призваны решать различные задачи. Поэтому формы социальной помощи могут носить харак­тер как отдельных социальных акций, так и долгосрочных про­грамм. В эти программы могут быть включены меры по защите трудоспособного и нетрудоспособного населения; сохранение рабочих мест, поддержка многодетных и неполных семей, детей- сирот, инвалидов, лиц пожилого возраста и т.д.

Основные сферы социальной работы — это те области, где выполняются конкретные задачи по оказанию помощи и поддерж­ки населению. Так, социальная работа активно развивается в здравоохранении, в Вооруженных силах, в сфере производства, в образовании, в сфере культуры, в пенитенциарной системе, в социально-этнической среде и т.д. В каждой из этих сфер решаются вопросы создания нормальных условий жизнедеятельности, осуществления позитивной социализации различных групп и сло­ев, отдельных личностей, их социальной защиты и поддержки.

Методы и формы социальной работы с клиентами включают в себя методы, ориентированные на создание условий для реше­ния задач социальной работы. Решение основных задач социаль­ной работы непосредственно связано с необходимостью органи­зации взаимодействия социального работника с клиентом. Спосо­бы взаимодействия существенно различаются в зависимости от того, кто является клиентом: индивид, группа или общность. Со­ответственно, выделяются методы индивидуальной, групповой и общинной социальной работы.

В системе социальной работы принято выделять различные уровни, от которых зависят ее задачи, формы и методы решения проблем клиентов. Выделяются следующие уровни практической социальной работы:

  1. макроуровень — социально-административный;
  2. мезоуровень — групповой;
  3. микроуровень — индивидуальный.

На микроуровне социальная работа строится на основе за­просов клиентов по конкретному случаю (case work). Здесь соци­альная работа рассматривается в большей степени как практиче­ская психосоциальная деятельность.

На мезоуровне реализуется территориальная (коммунальная, общинная) социальная работа совместно с органами местного самоуправления. Она разворачивается на базе профильных соци­альных служб, осуществляющих социальное обслуживание про­блемных групп населения. Данный уровень предполагает ее со­вмещение с территориальной социальной политикой, направлен­ной на реализацию конкретных социальных программ местного масштаба. Приоритеты социальной поддержки могут устанавли­ваться отдельными благотворительными организациями.

На макроуровне социальная работа выступает как социальная политика. Перед специалистами макроуровня стоят задачи целе­направленного влияния на формирование и реализацию социаль­ной политики на всех уровнях (от муниципального до федераль­ного) с целью обеспечения социально здоровой среды жизнеобитания и жизнедеятельности населения. Эффективность реализа­ции социальных программ обеспечивается взаимодействием госу­дарственных, общественных, благотворительных учреждений в сфере социальной защиты граждан.

На макроуровне социальная работа связана с социальным ад­министрированием, с решением вопросов законодательного ха­рактера, с организацией инфраструктуры помощи, определения комплекса мер по регулированию социальных проблем. Важней­шими направлениями деятельности являются:

  1. обеспечение должного уровня благосостояния населе­ния;
  2. развитие системы социального обслуживания;
  3. профилактика социальных отклонений и патологий;
  4. проведение социально-политических акций, направлен­ных на регулирование общественных отношений в ситу­ациях социальной напряженности.

Условием действенного влияния социальных служб на обще­ственные процессы является активное вторжение в социальную среду с целью раннего выявления социальных недугов и реализа­ции профилактических мер по их предупреждению.

Система социальной работы может иметь общественный характер (как это было в дореволюционной России), а может быть государственной (советская модель социального обеспечения). В современной ситуации растущее число частных и общественных инициатив в благотворительной сфере позволяет охарактеризовать систему социальной работы в России как государственно-общественную.

1 Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. Учебное пособие. — М., 2004. – С.13.

Источник: http://social-orthodox.info/pages/3_1_sistema_socialnoy_raboti.htm

Уровни социальной работы

В структуре социальной работы как практической деятельности можно выделить определенные уровни, на которых она осуществляется, и от которых зависят ее формы и методы. Вместе с тем многоуровневую структуру социальной работы можно рассматривать под разным углом зрения.

С точки зрения масштабности, социальная работа может осуществляться на нескольких уровнях: макро-, мезо- и микроуровне.

На макроуровне социальная работа выступает как система определенных мер по улучшению социальной сферы общества и положения в нем людей.

Эта деятельность связана с социальной политикой страны, социальным управлением, с принятием законодательных мер, организацией инфраструктуры социального обслуживания, вопросами общественного и государственного решения социальных проблем. Она заключается в содействии и создании достойных условий для жизнедеятельности человека в обществе; предотвращении социально-политических и национально-этнических конфликтов; выявлении категорий граждан, нуждающихся в помощи, и освоении источников финансирования.

На мезоуровне социальная работа выступает как вид деятельности по оказанию помощи различным группам нуждающихся граждан в границах их места жительства (регион, город, село и т.д.).

С одной стороны, группы нуждающихся могут быть определены государством, что связано с реализацией государственной социальной политики и стратегии помощи наименее защищенным категориям граждан. В этом случае приоритеты устанавливает правительство. С другой – приоритеты поддержки могут устанавливаться отдельными благотворительными организациями социального обслуживания. Формы деятельности в этом случае будут достаточно разнообразны – от предоставления различных материальных пособий до организации важнейших сфер жизни людей.

На микроуровне социальная работа строится, исходя из запросов личности (клиента). На этом уровне социальная работа как вид профессиональной деятельности направлена на то, чтобы восстановить или сохранить социальные и психологические связи индивида с социумом, группой или другим индивидом. Формы и методы помощи в этом случае достаточно широки: от предоставления индивидуальных консультаций и патронажа до работы в группах, в том числе в семье.

Читайте так же:  Приказ о премировании в честь праздника

Учитывая территориальное устройство Российской Федерации, можно говорить и о таких уровнях социальной работы, как федеральный, региональный, муниципальный (местный).

Федеральный уровень социальной работы имеет предельно общие характеристики. Содержание социальной работы этого уровня определяется прежде всего законодательной базой и социальной политикой государства, управлением социальной защиты населения в масштабе страны. Именно на этом уровне социальная работа представлена в ее широком понимании.

На данном уровне функционируют федеральные министерства и ведомства «социального профиля»: труда и социальной защиты, образования, здравоохранения, культуры и т.п., а также общероссийские общественные организации, которые разрабатывают и реализуют программы для решения социальных проблем в общенациональном масштабе.

Региональный уровень социальной работы во многом предопределяется ее федеральным уровнем, является производным от него. Это находит конкретное выражение как в реализации законодательных или нормативных актов федерального значения, так и в их адаптации к особенностям тех или иных регионов страны. На региональном уровне социальная работа приобретает более конкретный, содержательный характер и предстает в ее непосредственном узком понимании.

Региональный уровень социальной работы определяется спецификой региона, его природными, культурными, экономическими, демографическими и другими показателями. На региональном уровне функционируют республиканские, краевые, областные и т.п. государственные структуры и общественные организации, участвующие в разработке и реализации социальной политики и социальной работы.

Муниципальный уровень отражает прежде всего специфику реализации целей и задач социальной работы на уровне муниципальных образований: города (кроме городов федерального значения), района, села и др.

Местный уровень социальной работы определяется направленностью на конкретные объекты; социальная работа осуществляется главным образом муниципальными социальными службами, профессиональными социальными работниками и добровольцами. Этот уровень тесно связан с особенностями конкретного микросоциума.

В зависимости от конкретных объектов выделяют следующие уровни социальной работы: с индивидом, семьей, группой, жителями населенного пункта и т.д. Так, в широко распространенном «Словаре социальной работы» Р. Баркера в этот перечень включаются; индивидуальная социальная работа, групповая социальная работа, организация сообщества, административная социальная работа, исследования, социальная политика, планирование, непосредственная клиническая практика, семейная и брачная практика и другие виды микропрактик, а также то, что называется общей практикой социальной работы, объединяющей микро- и макроуровни.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10743 — | 8056 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/19_302558_urovni-sotsialnoy-raboti.html

Социальная работа

Социальная работа вошла в число видов социальной деятельнос­ти, направленной на оказание помощи людям, содействия им в их затруднениях. Виды такой социальной деятельности столь же стары, как само человеческое общество. Индивиды не могли соеди­ниться в общность, не могли элементарно выжить, если бы не выра­ботали различные формы поддержки слабых.

Действенность системы социальной защиты населения, эффек­тивность практики социальной работы с различными слоями и груп­пами населения, нуждающимися в социальной помощи и поддер­жке, во многом определяются научной обоснованностью содержа­ния, форм и методов социальной работы, умением организаторов и специалистов этого вида профессиональной деятельности учиты­вать тенденции и закономерности развития процессов социальной сферы, их внутренние и внешние факторы, обусловливающие уст­ремления, интересы и мотивы поведения людей.

Основным признаком, отличающим социальную работу от дру­гих видов деятельности, является ее «социальный» характер. Общество как сложная социальная система может рассматри­ваться с позиций субъектности (самодеятельная общность), деятельностной позиции (коллективное бытие людей), организацион­ных позиций (система устойчивых связей между людьми и соци­альными группами), т.е. предметное поле социальной работы — это область социокультурных взаимодействий, взаимоотношений людей. С учетом аналогичных позиций следует анали­зировать социальную работу.

Трактуя социальность как взаимоотношения и взаимообязанно­сти людей в процессе их совместного бытия, можно заключить, что в системе социальной работы большое место занимает коммуникативная система, построенная на риторических приемах и правилах контактирования людей друг с другом в процессе оказания помощи. От характера взаимодействия между специалистами социальной работы и клиентами зависит специфика данного вида деятельности — в го­родских и сельских условиях, в семье и школе, на производстве и в учреждении и т.д.

Для понимания специфики социальной работы важно осознавать, что люди живут не просто в обществе, а в сообществе. Они постоянно окружены себе подобными и постоян­но находятся в состоянии взаимодействия, порой весьма напря­женного, что порождает обилие самых разнообразных социальных отношений, связей, явлений, которые образуют относительно са­мостоятельный слой новой реальности, столь же значимый и важ­ный для человека, как и любой другой существенный фактор при­роды, экономики, политики, культуры.

В социальной работе рассматриваются конкретные социальные процессы и явления, порождаемые межличностными отношения­ми и непосредственно связанные с жизнедеятельностью личности, социальной группы или сообщества, попавших в сложную жизнен­ную ситуацию, и нуждающихся в социальной защите, помощи и поддержке. В системе социальной работы формируются социальные отношения,т.е. отношения между людьми как представителями социальных групп общества, отра­жающие их социальное положение, образ и уклад жизни, а в ко­нечном итоге — конкретные условия их жизнедеятельности. Со­циальные отношения — это проявление в социальной деятельно­сти и поведении человека его социальных качеств, их основной стимул — стремление человека удовлетворить свои насущные жиз­ненные потребности.

Социальные отношения рассматривают как определенную ус­тойчивую систему связей (в том числе коммуникативных) индивидов, сложившуюся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Они преломляются сквозь призму внутреннего состояния человека и выражаются как его личное отношение к окружающей действи­тельности. Вот почему социальные отношения являются объек­тивными факторами, образующими социальные связи, взаимо­действия, взаимозависимости, воздействия людей друг на друга. Для социальной работы важен учет социальных связей людей в области воспроизводства и индивидуально-личного и коллектив­ного бытия, условий жизни, жизненного пространства, с одной стороны, и особенностей общественных сфер, в которых такие связи реализуются, конкретизируются и воплощаются в деятель­ности людей, в конкретных социокультурных формах, с другой стороны. К социальным связям относятся социальная помощь, социальная поддержка, социальная реабилитация, социальная коррекция, благотворительность и др. Оптимизация этих связей — одна из задач социальной работы.

Читайте так же:  Отчество в электронном билете на самолет
Видео (кликните для воспроизведения).

Деятельность специалиста социальной работы представляет собой информационную, целенаправлен­ную, адаптивную активность, направленную на разрешение воз­никающих в жизнедеятельности человека проблем. Информацион­ный характер целесообразной активности социального работника ориентирован на оптимизацию отношений клиента с окружающей средой и по существу сводится к управленческому воздействию на содержание и поведение клиента, внешние и внутренние факто­ры, обусловливающие его состояние и поведение. Исходя из этого, деятельность социального работника подразделяется на работу с индиви­дом, работу с семьей и/или группой — его ближайшим социальным окружением, и работу с тем сообществом, в котором он проживает. В связи с таким делением необходимо охарактеризовать более по­дробно ряд субъектов социальной работы для более точного понимания роли и места каждого их них.

Первым субъектом является любой человек, семья или группа людей, которые находятся или потенциально могут оказаться в «слабой» позиции и в силу этого объективно нуждаются в понима­нии связанных с этой позицией трудностей, проблем, в получении реальной помощи для преодоления этих трудностей. Таким людям, прежде всего, необходимо общение, поддержание нормальных соци­ально-бытовых условий (жилье, питание, одежда, медицинское об­служивание и др.), интеграция их в различные сферы социокультур­ной жизни (посильный труд, досуг, спорт и т.д.). Важную роль играет их психологическая и социальная реабилитация. В этом об­ширном классе клиентов можно выделить подгруппы людей со сходными проблемами, судьбами, хотя нередко многие из тех, кто субъективно считает себя нуждающимся в помощи, к таковым могут быть отнесены только условно. И наоборот, те, кому действительно необходимо специальное внимание, милосердное отношение, профессиональная помощь, не осознают своей потребности или, если осознают, то стыдятся обращаться за содействием.

Второй субъект социальной работы — это те люди, которые ее осуществляют, социальные работники. Психологически они харак­теризуются, прежде всего, альтруистической, гуманистической на­правленностью, преимущественно нравственной мотивацией. Цент­ральной характеристикой таких индивидов, которые выбрали своим жизненным предназначением оказание профессиональной или добровольческой социальной помощи, является милосердие, дея­тельная любовь к людям, умение общаться. Другим, не менее важным компонентом деятельности этого субъекта являются его профессиональные уме­ния и навыки, знание методов и технологий оказания социальной помощи, среди которых особое место занимает знание коммуникативных форм и приемов работы с людьми.

Третий субъект социальной работы — это люди, которые учат этому занятию. Они вырабатывают у обучающихся не только про­фессиональные знания и навыки, но и формируют гуманистическую установку, закрепляют альтруистическую направленность личнос­ти. Основную роль здесь играет сама личность педагога, наставника, руководителя практики. Подготовка преподавателя, методиста, практического психолога или семейного терапевта, которые могли бы эффективно проводить образовательный процесс, представляет большую трудность. Если за рубежом существует большая армия обученных социальных работников, разветвленная сеть социальных служб и имеющая большой опыт деятельности система профессио­нального образования в области социальной работы, то у нас полу­чивших специальную подготовку преподавателей пока немного.

Четвертый субъект социальной работы — это административные структуры социально­го управления. К ним принадлежат те деятели, от понимания кото­рыми содержания и целей социальной работы зависит в значитель­ной мере ее масштаб и эффективность. На разных уровнях государственной (законодательной и исполнительной) власти и му­ниципального управления они формулируют и осуществляют соци­альную политику в стране.

Конечно, уровень информированности, образованности и готов­ности участвовать в социальной работе каждого из этих субъектов различен. Скажем, у клиентов он может быть минимален, а у педа­гогов социального образования и у исследователей по определению должен быть максимальным. В связи с этим характер подготовки и объем необходимых знаний дифференцируется в соответствии с выполняемой ролью.

Таким образом, центром социальной работы являются многообразные возникающие в про­цессе жизнедеятельности людей социальные связи и взаимовлия­ния, процессы, способы и формы воздействия на них со стороны организаторов и специалистов социальной работы, большую роль среди которых играют коммуникативные аспекты.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/9_6825_sotsialnaya-rabota.html

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Социальная работа относится к одному из многочисленных видов деятельности. Есть экономическая, политическая, правовая, культурная, техническая, научная и другие виды деятельности. И есть социальная работа — особый вид деятельности.

Почему ее следует относить к особым видам деятельности? Деятельностью называется совокупность действий человека, направленная на желаемое изменение какого-либо предмета. Столяр хочет сделать из куска дерева стол. Физик стремится зафиксировать переходы электрона из одного состояния в другое. Мастер по ремонту радиоаппаратуры разбирает и собирает радиоприемник, чтобы устранить неисправность в его работе. Социальный работник беседует со своим клиентом, чтобы снять у него психологический стресс, помочь ему войти в нормальный ритм жизни, или оказывает помощь человеку, прикованному болезнью к постели, в приобретении продуктов, предметов личной гигиены и т.д.

Каждый выполняет какие-либо действия, направленные на достижение цели и вызванные состоянием объекта, которым он занимается. У столяра — кусок дерева, у физика — электрон, у социального работника —человек, нуждающийся в помощи, не способный решить свои проблемы без посторонней помощи.

Читайте так же:  Является ли участковый органом дознания

Совокупность действий каждого, связанная с влиянием на предмет в желаемом направлении, порождает соответствующую деятельность. Особенность, характер каждого вида деятельности порождается особенностями его предмета.

^iСоциальной работой называется деятельность, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить.

Любая деятельность, в том числе и социальная работа, имеет свою структуру, каждый элемент которой необходим, органически связан и взаимодействует с другими, выполняет особые функции.’

Такого рода структуры называются целостнымисистемами.Сониаль-ная работа представляет собой целостную систему.

Попытаемся это доказать путем анализа структуры социальной работы.

Ее структура состоит из нескольких относительно самостоятельных, но в то же время зависимых друг от друга элементов или, как еще говорят, компонентов. Это —субъект, содержание, управление, объект и связывающие их в единое целое средства, функции и цели.

Схематически это будет выглядеть так:

Субъект I——| Содержание |———[ Средства |———| Управление LJ Объект

Всякая схема упрощает суть изучаемого предмета, поэтому не следует придавать ей абсолютного значения. Но она дает наглядное представление о предмете. В этом ее познавательный смысл.

Последовательность перечисления компонентов не случайна:

любая деятельность совершается в направлении от субъекта к объекту, хотя именно объект, стоящий в конце перечисления, является главным, определяющим суть и характер деятельности фактором.

Поэтому и характеристику социальной работы правомерно начинать с объекта.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9614 — | 7392 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/4_166858_sotsialnaya-rabota-kak-vid-deyatelnosti-i-sotsialnoy-sistemi.html

Структура социальной работы

Понятие социальной работы

Социальная работа в наше время имеет важное значение. Социальный менеджмент наиболее соответствует требованиям современного общества, поэтому изучение его функций и технологий является крайне необходимым и перспективным задачам. Хотя родоначальниками социальной работы считают западные страны, в определенной степени можно говорить и о влиянии бывших стран социалистического лагеря на организацию социальной политики и социальной работы в частности.

Так, еще до появления системы социальной работы на Западе, в СССР уже существовала и достаточно эффективно действовала система социального обеспечения граждан. Конституция гарантировала право на труд, отдых, образование, пенсионное обеспечение, не было безработицы, запрала обеспечивала прожиточный минимум. Достаточно эффективно работала система помощи малоимущим, инвалидам, семьям с детьми.

Однако, социальная сфера находилась под жестким идеологическим контролем, функции социальной помощи, социальной реабилитации, социальной адаптации выполняли работники государственных и идеологический структур (собесы, отделы в горисполкомах, партийных органах). Социальная работа, как правило, выполнялась специалистами, однако к ней привлекались и добровольцы, которые выполняли общественные поручения, которые были обязательны для каждого «советского человека».

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Отрасли в которых проводилась социальная работа:

  • Народное образование;
  • Общественные организации (профсоюзы, Красный Крест)
  • Органы культуры;
  • Медицина;
  • Органы внутренних дел.

Главной проблемой формирования социальной политики на современном этапе развития украинского общества является переоценка материального фактора, ведь. Несмотря на тяжелое экономическое положение нашего общества, все же надеяться на решение социальных проблем только путем материальных дотаций также не рационально.

Кроме материально-финансовых обеспечений, требует также индивидуальный подход к клиенту, а это требует соответствующей социально-профессиональной и психолого-педагогической подготовки социального работника.

Эти функции подготовки социального работника взяла на себя социальная педагогика. Характер деятельности требует от социальных работников знаний широкого круга вопросов: организация системы социального обеспечения, соответствующего законодательства, конкретных методов, форм и приемов индивидуальной работы с людьми.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Социальная работа, как и любая другая деятельность имеет свою структуру, каждый элемент которой органично связан и взаимодействует с другими, выполняет особые функции. В структуру социальной работы входит — субъект, содержание, управление, объект, а также средства, функции и цели, которые их связывают в единое целое.

Объект, задачи и функции социальной работы

Социальная работа — это основанная на практике профессия и академическая дисциплина, которая способствует социальным изменениям и развитию, социальной сплоченности, активизации и освобождению людей. Центральное место в социальной работе занимают принципы социальной справедливости, прав человека, коллективной ответственности и уважения к разнообразию. Подкреплена теориями социальной работы, социальными и гуманитарными науками, а также местными знаниями социальная работа привлекает людей и структуры для решения жизненных проблем и повышения благосостояния.

Цель социальной работы: состоит в регулировании правовых, экономических отношений человека с обществом, предоставлении ей помощи и поддержки в преодолении проблем, возникших и достойном самоутверждении и полноценному жизни.

Принципы социальной работы: не причиняют вреда;Не преувеличивайте роль помощи;Показывай, что ты рядом с клиентом ради него;Любой доступным, открытым, гибким, толерантным.

Воздерживайся от критических суждений;Верь в способность клиента к изменениям;Недовольство превращай стремление к переменам.

Задача социальной работы:

  • Расширение возможностей и самостоятельности клиентов в преодолении проблем.
  • Установление связей клиентов с системами, которые имеют необходимые ресурсы и оказывают услуги.
  • Содействие эффективному функционированию этих систем.
  • Содействие развитию служб.
  • Влияние на социальную политику.

Инструментарий социальной работы

Социальные работники должны профессионально и умело применять различные социальные технологии, среди которых: социальная диагностика, профилактика, адаптация, реабилитация, коррекция, терапия, социальная экспертиза, прогнозирование, социальное посредничество, консультирование, социальное обеспечение, страхование, опека и попечительство, и тому подобное.

Клиенты социальной работы: отдельные люди, группы людей, их семьи, общины, которые самостоятельно не могут преодолеть свои трудности, выйти из жизненного кризиса, работать самостоятельно, и поэтому им нужна помощь социальных работников.

Читайте так же:  Можно ли снизить размер алиментов

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источник: http://spravochnick.ru/sociologiya/socialnaya_rabota_kak_nauka/struktura_socialnoy_raboty/

Принципы социальной работы

Введение в структуру социальной работы

Социальное развитие в XXI веке. сопровождается в большинстве стран мира накоплением острых проблем жизнедеятельности людей и поисками путей и возможностей их решения. Попытки реформировать украинское общество, в этот исторический период осуществляются непоследовательно, волюнтаристскими методами, вызывают неоправданно резкий излом социальных отношений. Это приводит к усложнению условий человеческого бытия во всех сферах общества, обострение проблем существования и достойного самоутверждения личности. При таких условиях нужно как теоретически, концептуально осмыслить новые общественные реалии, так и инициировать технологические, методические разработки для адекватной социальной политики.

В ответ на актуальные общественные запросы в России разворачивается социальная работа — самостоятельная наука, учебная дисциплина и направление профессиональной деятельности. На этапе становления для каждой теории и связанной с ней практической сферы принципиальное значение имеет разработка ее методологических основ, выяснение связей с родственными отраслями научного знания, определение собственного объекта, предметных аспектов, содержания и методики. В процессе институционализации важную роль играют, в частности, формирование, унификация и правильное употребление категориально-понятийного аппарата каждой науки. Не претендуя на его обобщенный концептуальный анализ, рассмотрим кратко лишь отдельные основополагающие конструкции и узловые сроки, выражающих существенные свойства и специфику социальной работы и есть «лестнице» в поисках, систематизации и применении воплощаемых ею знаний, умений, опыта.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Сущность самого общего понятия — «социальное» — освещены в литературе. Оно укоренилось в повседневном обиходе. Однако часто это понятие слишком широко и противоречиво трактуется, особенно в сравнении с понятием «общественное». Так, в одном из учебников утверждается: «социальное шире общественного», оно здесь противопоставляется естественном, а также биологическому. Мы склонны считать «социальное» составляющей, качественной характеристикой «общественного». Большинство авторов употребляет этот термин для обозначения совокупности тех или иных свойств и особенностей непосредственных отношений общества, интегрированных в их совместной взаимодействия в конкретном пространственно-временном среде. Эта совокупность проявляется во взаимоотношениях людей (социальных групп), в отношении к своему месту, статуса в обществе и в многогранных явлений и процессов его жизни и возникает тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого (группы) независимо от присутствия других.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Анализ принципов социальной работы позволяет очертить определенные алгоритмы организации жизнедеятельности указанной категории ; определить социальные институты, которые имеют с ними работать, учитывать личностные потребности и интересы различных семей; индивидуализировать социально-педагогический процесс; проектировать целенаправленную профессиональную деятельность социального педагога и др.

Принципы социальной работы

Такими принципами определены:

  • Законности и прав человека;
  • Принцип государственного подхода к задачам, которые реализуются в социально-педагогической работе с проблемными семьями;
  • Принцип личностного социально-деятельностного подхода к социально-педагогической деятельности;
  • Принцип дифференцированного и индивидуального подхода к объекту деятельности;
  • Принцип педагогизации социальной работы;
  • Принцип научной обоснованности социально-педагогической деятельности;
  • Принцип социокультурной направленности социально-педагогической деятельности;
  • Принцип целенаправленности;
  • Принцип социального реагирования;
  • Принцип толерантности;
  • Принцип клиентоцентризму;
  • Принцип системности;
  • Принцип конфиденциальности;
  • Принцип универсальности;
  • Принцип опоры на собственные силы;
  • Принцип объективности;
  • Принцип гуманизма;
  • Фамилиецентрический принцип (или принцип фамилиецентризму)

Указанные принципы социально-педагогической работы с проблемными семьями в целом отражают ее особенности как в плане управленческой, коммуникативной деятельности, так и в плане выполнения основных функций (диагностических, медиаторських, фасилитативних, диспетчерских, посреднических и др.), Которые, в свою очередь, зависят от сферы применения и характера задач, решаемых.

Важным является тот факт, что принципы работы социального работника тесно связываются с ее направлениям. В связи с многоаспектностью проблем, которые возникают в рамках социальной работы, а также разнообразны и направления работы.

Направления социальной работы

К основным направлениям социально-педагогической работы ученые (А. Беспалько, М. Галагузова , И. Зверева, А. Капская, Т. Кравченко) относят:

  1. социальную помощь,
  2. социальную защиту,
  3. социальную поддержку,
  4. социальное обеспечение,
  5. социальное обслуживание,
  6. социальное посредничество,
  7. социальную адаптацию,
  8. социальную диагностику,
  9. социальную профилактику,
  10. социальную коррекцию,
  11. социальную реабилитацию,
  12. организацию культурно-досуговой деятельности.

Каждый из этих направлений имеет свою специфику.

Участие государства в процессе социальной поддержки проявляется в создании наиболее благоприятных условий (материальных, социальных) для воспитания ребенка, создании благоприятной социальной взаимодействия в рамках семьи. Социально — педагогическая поддержка находится на этапе становления в нашем обществе, хотя ее элементы присутствовали и раньше в таких профессиях, как педагог, профсоюзный организатор, медицинская сестра, врач и т. В свою очередь, поддержка допускает выполнение функций каждого из них.

Своеобразный и достаточно сложное направление в работе с семьями является социальное обслуживание, который предусматривает предоставление конкретных социальных услуг людям, которые зависят от других, для удовлетворения их потребности в нормальном развитии и жизнедеятельности.

Достаточно сложным, а иногда и неодиночные есть такое направление в работе с семьями, как социальное посредничество, имеется в виду процесс вмешательства в споры между сторонами, чтобы помочь им решить конфликты, найти компромиссы или достичь взаимовыгодного соглашения.

Участники этого процесса должны обязательства определить свои проблемные вопросы и быть ответственными за результаты процесса. Посредничество является эффективной альтернативой традиционным процессам разрешения конфликтов. Оно основывается на принципах уважения к людям и вере в их способность при соответствующих обстоятельствах, решить конфликтные вопросы конструктивным путем.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Видео (кликните для воспроизведения).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Источник: http://spravochnick.ru/sociologiya/socialnaya_rabota_kak_nauka/principy_socialnoy_raboty/

Работа с социальным устройством
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here