Современная управленческая деятельность и её формы

Ответы на вопросы по теме: "Современная управленческая деятельность и её формы" с комментариями профессионалов для людей. Актуальность данных на 2020 год можно уточнить у дежурного специалиста.

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Управленческая деятельность, труд — это вид общественного труда, основной задачей которого является обеспечение целенаправленной координированной деятельности как отдельных участников совместного трудового процесса, так и трудовых коллективов в целом.

Управленческая деятельность представляет собой специфическую разновидность трудового процесса, а поэтому характеризуется всеми присущими ему элементами — предметом труда, средством труда и самим трудом, а также его результатом.

Предметом и продуктом труда в управлении является информация; в первом случае она «сырая», а поэтому не может применяться на практике. Однако в результате управленческой деятельности на ее основе создается решение, т.е. информация, исходя из которой, объект управления может предпринимать конкретные действия.

Средствами управленческого труда является, следовательно, все то, что будет способствовать осуществлению операций с информацией — от компьютеров, телефонов, авторучки и бумаги до органов человеческого тела.

Управленческий труд относится к категории труда умственного, осуществляемого человеком в виде нервно-психических усилий. Одной из самых главных его характеристик умственного труда является его сложность.

Сложность управленческого труда обусловливается несколькими обстоятельствами. Во-первых, масштабами, количеством и структурой решаемых проблем, связей между ними, разнообразием применяемых методов, организационных принципов.

Во-вторых, сложность управленческого труда характеризуется степенью новизны принимаемых решений, объемом требуемых изменений в состоянии объекта управления, поиском нетрадиционных подходов к ним.

Наконец, в-третьих, сложность управленческого труда определяется степенью оперативности, самостоятельности, ответственности, рискованности решений, которые необходимо принимать.

Управленческий труд существует в трех основных формах: эвристический, административный и операторный.

Эвристический труд сводится к совокупности действий по анализу и изучению тех или иных проблем, стоящих перед организацией, и разработке на основе этого различных вариантов их решений, в основном стратегического характера — управленческих, экономических, технических.

Административный труд является уделом, в основном, руководителей и предполагает текущую координацию и оценку деятельности подчиненных. Этот труд осуществляется в нескольких формах: распоряжения; контроль за работой подчиненных, их поощрение или наказание; организация обмена информацией.

Операторный труд направлен на техническое обеспечение производственных и управленческих процессов необходимой информацией. Он охватывает такие виды деятельности как документационная; первично-счетная и учетная; коммуникативнотехническая, вычислительная и формально-логическая.

Управленческий труд персонифицируется в деятельности руководителей — должностных лиц, наделенных определенным формальным статусом и отвечающих за деятельность организации или ее подразделений. Дифференциация и специализация управленческой деятельности осуществляется как по горизонтали, так и по вертикали. По горизонтали эта дифференциация предполагает выделение управленческого труда по функциональной принадлежности:

  • функциональные руководители — отвечают за деятельность подразделений, состоящих из узких специалистов — профессионалов, обеспечивающих работу организации и ее основных подразделений (бухгалтеры, юристы, экономисты, маркетологи, специалисты по стратегическому анализу и пр.);
  • линейные руководители, возглавляющие подразделения, заняты выпуском продукции или оказанием услуг. В производственной организации это мастер, начальник цеха, директор, в вузе — это заведующий кафедрой, декан, ректор и др.).

Вертикальное разделение управленческого труда предполагает строгую иерархию уровней управления:

  • высший уровень управления организацией может быть представлен председателем совета директоров (наблюдательным, учредительным советом), президентом, вице-президентом, правлением. Эта группа аппарата управления (АУ) обеспечивает интересы и потребности владельцев акций, вырабатывает политику организации и способствует ее практической реализации;
  • средний уровень управления обеспечивает реализацию политики функционирования организации, разработанной высшим руководством, и отвечает за доведение конкретных заданий до подразделений и отделов, а также за их выполнение. Это руководители отделений, директора предприятий, входящих в состав крупной организации, начальники функциональных отделов;
  • низший уровень управления представлен младшими начальниками. Это руководители, стоящие непосредственно над рабочими и другими исполнителями. Ими могут быть мастера, бригадиры, контролеры и другие администраторы, ответственные за доведение конкретных заданий до непосредственных исполнителей.

На всех уровнях управленческая деятельность связана с выполнением не только чисто управленческих, но и исполнительских функций. Однако с повышением уровня руководства удельный вес исполнительских функций понижается (на высшем уровне исполнение занимает около 10% общего бюджета времени руководителей; на среднем — 50%; на низшем — около 70%).

Формы управленческой деятельности

В государственном управлении формы управленческой деятель­ности — наиболее важные элементы, так как посредством их материализуется реализация компетенции государственных орга­нов. Формы управленческой деятельности представляют собой внешние, постоянно и типизированно фиксируемые выраже­ния (проявления) практической активности государственных орга­нов по формированию и реализации управленческих целей и функ­ций и обеспечению их собственной жизнедеятельности. По формам мы можем судить о том, что и как делается в государственных ор­ганах по осуществлению их компетенции.

[2]

Обычно среди форм государственно-управленческой деятельно­сти выделяют:

1) установление норм права;

[1]

2) применение норм пра­ва;

3) осуществление организационных действий (оперативно-орга­низаторская работа);

4) осуществление материально-технических операций.

Выделяют две группы форм:

1 — правовые, посредством которых фиксируются управленческие ре­шения и действия, имеющие юридический смысл (установление и применение правовых норм);

2 — организационные, связанные с осу­ществлением определенных коллективных либо индивидуальных действий (оперативно-организационных и материально-техниче­ских операций).

1. Правовые формы управленческой деятельности используются главным образом при подготовке, принятии и исполнении управ­ленческих решений. Здесь важно, чтобы основные управленческие действия, операции, прогнозные оценки, экспертизы, статистиче­ские обобщения, информационные сведения, социологические дан­ные, законодательные нормы и другие материалы, лежащие в осно­вании управленческих решений, были четко документированы, т.е. представлены в должной правовой форме.

Соблюдение правовых форм необходимо также и при исполнении управленческих решений. Это правила доведения решений до ис­полнителей, вплоть до их росписей с указанием даты получения; типовые документы об оперативном и контрольном информирова­нии хода исполнения; акты проверок и статистические сведения; материалы анализа и оценки вновь возникшей управленческой си­туации и многое другое, что требуется для того, чтобы иметь досто­верное знание о качестве государственного управления. То есть правовые формы придают «материальную» выразимость управлен­ческой деятельности, что способствует ее совершенствованию и из­мерению с точки зрения эффективности проведения в жизнь целей и функций государственного управления.

Читайте так же:  Пособие на ребенка женам военнослужащих

2. Особое место занимают организационно-правовые формы, констатирующие тот факт, что в государственных органах многие правовые формы являются юридически корректными толь­ко в случае их принятия посредством установленных организаци­онных форм. Строгие организационные процедуры действуют в со­ответствии с регламентами при принятии правовых актов пред­ставительными органами государственной власти и местного самоуправления. Они значимы и в деятельности коллегиальных органов исполнительной власти, а также в органах судебной власти. Нарушение таких организационных форм делает ничтож­ными соответствующие правовые акты.

Органи­зационные формы — это способы свободного коллективного поиска оптимального варианта решения какой-либо управленческой проблемы. В отличие от правовой фор­мы, где выражено одностороннее волеизъявление уполномоченно­го на реализацию компетенции государственного органа, в органи­зационных формах представлены различные точки зрения и подходы, обсуждения и дискуссии, компромиссы и согласования. Здесь в принципе на равных должны предлагаться идеи, вводиться многообразные знания, взвешиваться альтернативы.

В управленческой практике используется много организацион­ных элементов: сессии, заседания, совещания, конференции, опе­ративки и т.д. Все можно сгруппировать следующим образом:

Каждая группа отличается своим набором организационных эле­ментов, местом и ролью в управленческой деятельности и в государ­ственном управлении.

Современная управленческая деятельность и её формы

На сегодня управленческая деятельность является основополагающей в системе менеджмента организаций. Ее основная задача – обеспечение работы фирмы с помощью постоянного роста производительности труда и оптимизация направлений деятельности в соответствии с потребностями рынка.

Данная система требует постоянной модернизации, поскольку со временем происходит устаревание методов влияния на персонал под воздействием перемен в обществе и введения новых ценностей. Если еще 10 лет назад основной задачей управления персоналом была своевременная благодарность в виде вывешивания фото на доске почета, то сегодня лучший способ поощрения – материальное премирование.

Чтобы система управления не переходила определенные нормы морали или права, существуют точные стандарты и границы. К правовым формам относятся все возможные рычаги воздействия на персонал с целью улучшения результатов труда. Конечно, влияние менеджеров происходит строго в рамках Конституции, Трудового кодекса и юридического права.

Правовые формы организации управления на предприятиях в Российской Федерации

Начало действия системы управления на предприятии происходит с момента принятия сотрудника на постоянную работу и заключения соответствующего трудового договора. В соответствии с возможностями найма существуют две формы предприятий, которые необходимо зарегистрировать непосредственно руководителями:

  • Первый вариант состоит в возможности создания и регистрации юридического лица для соискания коммерческой выгоды посредством того, что основной целью деятельности будет систематическое получение прибыли. К учреждениям, где управленческая деятельность налажена таким образом, относятся такие объекты:
  1. общества, у которых основная задача – производство для обеспечения максимальных продаж>
  2. кооперативы, занимающиеся производственной деятельностью>
  3. товарищества, целью которых является выгода от создания и распространения определенной продукции>
  4. унитарные предприятия как государственного, так и муниципального порядка.
  • Вторым вариантом выступает организация некоммерческого образца, которая не ставит перед собой задачу систематически получать прибыль и не занимается распределением полученного дохода между членами предприятия. В данную область деятельности входят все объединения религиозного характера, а также организации, занимающиеся интересами общественности: кооперативы потребителей, фондовые организации и т.д. Данные предприятия могут заниматься коммерческой деятельностью, но только в строгих рамках, где она служит интересам целей, для которых создана. Предпринимательская деятельность должна соответствовать целям создания организации.

Согласно выбранному профилю предприятия или фирмы, создается программа и внутренний распорядок, учитываются основные цели и задачи организации, что позволяет в дальнейшем работать в соответствии с разработанным и утвержденным уставом данного предприятия. Это позволяет разработать программы и структуру организации. Таким образом проводится регламентация управленческой деятельности.

Создание объединений и коммерция

В некоторых случаях правовым аспектом допускается объединение как коммерческих, так и некоммерческих предприятий в союзы и ассоциации. При этом следует учесть, что они в процессе объединения утрачивают право заниматься непосредственно коммерцией. Такие объединения чаще бывают среди некоммерческих учреждений, поскольку коммерческие организации создаются с целью получения прибыли, которой не захотят пренебречь в пользу получения важных связей.

Управленческая деятельность направлена на получение высоких показателей труда в целях процветания организации. Поэтому все коммерческие организации по своей природе имеют более отлаженную систему подчинения и управления, чем некоммерческие.

Все предприятия, целью которых является получение выгоды в виде материальных благ и финансового роста, ставят перед собой основную цель – ведение и развитие бизнеса. Все коммерческие фирмы могут осуществлять свою деятельность строго в рамках ГК РФ в таких организационно-правовых формах:

  • товарищество на вере>
  • полное товарищество>
  • общество с ограниченной ответственностью>
  • акционерное общество>
  • общество с дополнительной ответственностью>
  • государственные унитарные предприятия>
  • производственные кооперативы>
  • муниципальные унитарные организации.

Данный перечень коммерческих организаций, чья управленческая деятельность предусмотрена государством, является исчерпывающим. Законодательством РФ не предусмотрены другие формы коммерческих предприятий. Любые попытки создания других видов предприятий считаются аферами и преследуются законом. Согласно нормативно-правовой базе, все перечисленные организации считаются правомерными.

Читайте так же:  Дата приказа о проведении инвентаризации

В отличие от организаций, заинтересованных в прибыли, некоммерческие предприятия являются открытыми. Как отмечает ГК России, некоммерческие организации могут переходить в групповые кооперативы и объединения, которые подлежат финансированию только со стороны собственника и благотворительных фондов, а также по добровольным пожертвованиям. Закон не запрещает создание некоммерческих предприятий в форме кооперативов потребительского характера, а также религиозных объединений, которые финансируются с фондов собственника или других мест, предусмотренных в ГК РФ.

Формы управленческой деятельности

В любой организации основную деятельность выполняют коллективы работников, управляемые менеджерами. Человеческий ресурс является основой любого предприятия, поскольку люди собираются в учреждения и организации для осуществления трудовой деятельности. Это позволяет добиться весомых преимуществ перед индивидуальной работой, поскольку обеспечивает большую продуктивность и эффективность выполняемого труда. При современных методиках управления личность является организационной единицей, поскольку именно такой подход обеспечивает высокую производительность.

Трудовой коллектив предприятия состоит из квалифицированных кадров, объединенных общей идеей. Ему присущи такие качества:

  • Его рассматривают как социальную организацию, поскольку, по сути, это разновидность общественного учреждения, которая управляется в соответствии с иерархией (начальник отдела – менеджер – трудовой коллектив).
  • В виде социальной общности трудовой коллектив выступает элементом структуры общества.

Управленческая деятельность как результат общественного разделения труда подразумевает выполнение таких функций:

  • Целевая. Данная функция является основополагающей, поскольку именно для ее реализации и создаются трудовые коллективы. Ни одна фирма не может организовать свою деятельность, пока не определится с ее направлением и не поставит перед собой определенные цели. Благодаря целям достигается результативность организации и ее конкурентоспособность в условиях рынка. Целевая функция осуществляется на всех уровнях производства: каждый коллектив имеет свою цель, которая подчиняется задачам отдела. В каждом отделе поставлены свои цели и задачи, которые подчиняются всеобщей цели организации, обеспечивая ее эффективность и высокую производительность труда.
  • Социально-интегративная функция организации осуществляется за счет реализации высокой эффективности труда, что достигается посредством сплочения коллектива в целях достижения установленных задач и их решения.

Теоретические аспекты управления человеческими ресурсами

Управленческая деятельность в области социальных процессов состоит из двух подклассов:
  • индивидуальная деятельность человека в условиях работы организации>
  • управление коллективом для обеспечения контроля деятельности работников.

В обоих случаях люди выступают в качестве производительной силы. В пределах управления различными социальными процессами и трудовой деятельностью выделяют два направления управления: человеческими ресурсами и материальными ресурсами.

Исходя из этого, объектом управленческой деятельности являются социальные системы и стоящие над ними управленческие системы. Управленческая деятельность основана на принципе администрирования, что позволяет определить политику каждой системы в условиях коллективного делопроизводства. К ней относятся понятия менеджмента и руководства, поскольку именно эти два аспекта позволяют добиться высокого качества работы фирмы и обеспечить ей процветание.

Чтобы уметь управлять всеми процессами организации, следует правильно создать иерархическую пирамиду из сотрудников, где каждый может выступать в роли подчиняющегося и подчиненного, кроме начальника и низшего звена в пирамиде. При этом следует учесть, что основной объект управления – человек, который является личностью, а не элементом конструкции. Поэтому важную роль в управлении играет знание психологии, позволяющее начальнику без труда влиять на подчиненных таким образом, чтобы максимально повысить уровень производства, достичь целей и задач, поставленных перед фирмой, и при этом чтобы работники чувствовали свою значимость и были готовы к дальнейшему сотрудничеству. Все виды управленческой деятельности должны подчиняться знанию психологических приемов и применению их на практике.

Для осуществления такого сценария в условиях крупной фирмы с многоуровневой пирамидой управления, где каждый нижестоящий круг подчиняется расположенному выше, необходимо подготовить квалифицированных менеджеров на каждом уровне. Если менеджеру необходимо добиться от сотрудников подходящей формы восприятия, при которой его идеи и цели воспринимались бы как собственные мысли работников, ему следует приобрести знания в области психологии, чтобы повысить свои возможности управления.

Как избежать кризиса

Кризисные ситуации в организации всегда сопровождаются напряженностью среди работников. Это чувствуется в коллективе и порой мешает сосредоточиться на работе, что в целом только еще больше усугубляет положение предприятия. Если фирма не выдерживает условий рыночной конкуренции, остро встает вопрос о ее модернизации. Пока еще предприятие остается платежеспособным, необходимо принимать меры и разработать программу оптимизации, провести улучшение качества выпускаемой продукции или услуг.

Управленческая деятельность в условиях кризиса должна быть направлена на устранение недовольства среди работников и умение настроить их на рабочий процесс. При этом следует как можно быстрее решить все вопросы в области выбора новых направлений деятельности организации, чтобы в результате затянувшегося кризиса не усугубить свое положение. Это связано с тем, что в случае отсутствия выплат заработных плат возрастает риск забастовок и митингов среди работников, что делает невозможным рабочий процесс и еще больше усугубит положение текущих дел. При этом следует учесть, что появление внешнего управляющего может привести к еще большей социальной напряженности.

Чтобы затормозить процесс кризиса и воспрепятствовать краху организации, необходимо направить деятельность персонала на благо фирмы. Для этого следует устранить причины, вызывающие социальную напряженность:
  • плохая информированность работников и неопределенность в задачах, целях и направлениях деятельности организации>
  • незнание сотрудниками своих прав и боязнь социальной незащищенности>
  • страх перемен, который вызван риском потерять рабочее место, заработную плату, должность.
Читайте так же:  Основания взыскания неустойки

В таком случае руководитель должен развернуть деятельность по управлению персоналом, направленную на снятие социальной напряженности. Для этого необходимо решить ряд задач:

  1. Обеспечение социальной защиты сотрудников, что позволит им быть уверенными в сохранении рабочего места.
  2. Снизить психологическую напряженность в коллективе за счет устранения недомолвок. Если работники будут вовремя информированы, это повысит уровень доверия в системе управления и позволит обеспечить нормальный рабочий процесс.

Опыт управленческой деятельности

На разных стадиях развития в каждой стране остро ставал вопрос модернизации системы управления предприятий за счет улучшения функций менеджмента. Сегодня в России данный вопрос стоит достаточно остро. Основу концепции системы управления предприятия составляют только производственные мотивы, которые не учитывают личностных особенностей человека, считая каждого работника механизмом, наделенным определенными функциями для обеспечения рабочего процесса, направленного на получение прибыли.

Таким образом, не зная правил мотивационных установок и не имея элементарных знаний психологии, наладить качественный рабочий процесс практически невозможно. Это приводит к невыполнению плана, что, как правило, списывается на самые разные причины, только не на плохую систему управления. Исправить этот факт удалось только некоторым организациям. В РФ на сегодняшний день примерно у четверти предприятий установлена эффективная управленческая деятельность, которая позволила вывести компании на мировой рынок и привлечь инвесторов.

Если данная концепция распространится на остальные организации, то спустя несколько лет произойдет массовая модернизация систем управления, что благотворно отразится на экономике государства и позволит повысить конкурентоспособность отечественных товаров в условиях международного рынка. Данный процесс невозможен без внедрения современных подходов и пересмотра способов влияния на сотрудников. Только в случае целенаправленного отлаженного процесса преобразования организаций можно говорить о благоприятных прогнозах для экономики страны.

Специфика и особенности управленческой деятельности

Руководитель, который знает основные компоненты психологической структуры деятельности, имеет следующие преимущества:

видит то основное, что предстоит сделать для решения любой задачи;

в любое время может увидеть, в какой стадии находится решение данной проблемы;

может своевременно вносить коррективы в решение любой управленческой задачи;

получает желаемый результат наиболее рациональным и эффективным путем.

Что же такое «психологическая структура деятельности»? Многие думают, что деятельность — это система, набор или совокупность действий, осуществляемых в определенной последовательности. Это, конечно, верно, однако структура деятельности не исчерпывается конкретными действиями. В деятельности есть некоторые, скрытые от внешнего наблюдателя компоненты. Они являются настолько важными, что без них деятельность вообще невозможна. Понятно, что эти компоненты представляют интерес с психологической точки зрения.

Рассмотрим психологическую структуру деятельности более подробно:

мотив => цель => задача => действия => контроль => результат => рефлексия.

Такова универсальная структура любой деятельности, включающая в себя как внешние (объективно-предметные), так и внутренние (субъективно-психологические) компоненты. Раскроем их более подробно.

1. Мотив. В самом общем виде мотив — это то, что движет человеком, что заставляет его действовать. Мотив может быть внутренним (например, наше желание сделать что-либо) или внешним (когда обстоятельства или другие люди вынуждают нас делать что-то). Внешние мотивы называются стимулами. Деятельность без мотива невозможна. Однако сам по себе мотив может быть и не виден, не заметен со стороны. Кроме того, различают мотивы осознаваемые и неосознаваемые (скрытые для самого человека). Мотив, а точнее система, иерархия мотивов, — то, что «запускает» деятельность, ставит человека перед необходимостью действовать.

2. Цель. Цель — это образ предполагаемого результата. С другой стороны, это осознанная потребность. Результат, прежде чем стать реальностью, должен возникнуть в сознании человека как цель. И хотя цель прямо не входит в систему действий, оставаясь внутренним, субъективно-психологическим образованием, она имеет фундаментальное значение для этой системы. Цель придает деятельности направленность, упорядочивает действия. Деятельность без цели является бессмысленной, неорганизованной, хаотичной.

3. Задача. Задача, а точнее система задач, — это цель, рассматриваемая субъектом с точки зрения имеющихся конкретных условий ее достижения. Движение к крупным и сложным целям всегда может рассматриваться как система задач, этапов, шагов. Если цель — понятие стратегическое, то задача — тактическое. Задача всегда конкретна. Правильно поставленная задача дает возможность выбрать наиболее подходящий вариант (или порядок) действий. Цели и задачи — это не только регуляторы деятельности, но и компоненты, которые придают ей смысл и внутреннюю упорядоченность. Конечно, это происходит только тогда, когда цели и задачи ясно осознаются.

4. Контроль. Контроль, в самом общем виде, — это сравнение того, что есть, с тем, что должно быть. Получаемый результат (промежуточный или окончательный) сравнивается сидеальным (первоначальной целью или задачей). Контроль позволяет своевременно скорректировать деятельность и внести в нее некоторые изменения, исходя из условий, в которых она осуществляется.

5. Рефлексия. Рефлексия в структуре деятельности — это анализ или самоанализ каждого действия. Если, к примеру, результат деятельности оказался не таким, каким он должен быть, человек начинает анализировать совершенные действия, пытаясь понять, в каком звене его действий была допущена ошибка. Деятельность не может считаться завершенной, если она не закончилась рефлексией. Конечно, прежде всего это касается сложных видов деятельности и в меньшей степени — деятельности привычной, автоматической.

Таким образом, в деятельности всегда присутствуют субъективно-психологические компоненты, или то, что называется внутренним планом. Благодаря внутреннему плану деятельность является осмысленной, упорядоченной и в конечном счете — эффективной.

Читайте так же:  Совмещение налоговых режимов осно и усн

Все, что мы обсуждали выше, касается деятельности в целом, вообще. А управленческая деятельность имеет свои особенности. Управленческая деятельность есть прежде всего взаимодействие, а затем «делание чего-либо» руками других. Одно дело — построить дом самому и совсем другое — организовать деятельность бригады строителей.

Рассмотрим, чем отличается психологическая структура управленческой деятельности, в чем ее особенности. В общем виде эта структура выглядит следующим образом:

цель => мотив => задача => действия (делегирование) => контроль => результат => рефлексия.

Исследуем эту структуру более подробно. Цель стоит на первом месте. Это понятно, ведь руководитель ставит цели для подчиненных. Для того чтобы цель была достигнута, следует создать мотив, то есть вызвать у исполнителей желание и стремление идти к этой цели. Руководитель распределяет задачи среди своих подчиненных с учетом сложности поставленной цели и возможности ее достижения — это действие называется делегированием. Делегирование — важнейшее действие, без него невозможно управление. Ряд исследователей включает в структуру управленческой деятельности и планирование (как особое действие, позволяющее определить очередность решаемых задач).

Таким образом, управленческая деятельность включает в себя следующие компоненты:

действия по постановке целей (перед собой и подчиненными), включая планирование этапов их достижения;

действия по мотивированию сотрудников;

действия по определению и постановке задач перед сотрудниками;

действия по контролю за выполнением задач;

Упорядочить управленческую деятельность, стать ее субъектом — значит, организовать и безошибочно реализовать каждый из этих компонентов. Что должен менеджер знать о каждом компоненте деятельности, чтобы максимально эффективно организовать ее?

Видео (кликните для воспроизведения).

Существуют определенные условия овладения основными компонентами управленческой деятельности и управленческими действиями. Можно сформулировать эти условия в виде требований к знаниям и умениям менеджера.

Целеполагание. Для того чтобы эффективно организовать действия по постановке целей, менеджеру необходимо:

понимать психологическую значимость и роль целей и целеполагания;

знать и уметь формулировать основные виды и типы целей (по качеству и по срокам);

знать и использовать основные правила постановки целей перед подчиненными;

уметь планировать собственные действия и время, обучая этому подчиненных.

Деятельность без цели невозможна, и поэтому умение наилучшим образом поставить цель перед подчиненными — основа управления их деятельностью.

Мотивация. Для успешного осуществления действий по мотивации сотрудников на решение задач (а значит, и для успешного их решения) менеджеру необходимо:

знать и уметь «включать» основные мотивы — движущие силы подчиненных;

использовать как активные, так и пассивные мотивирующие факторы;

использовать методы и принципы мотивирующей организации труда;

использовать приемы групповой и индивидуальной мотивации.

Сверхзадача менеджера — создание у подчиненных осознаваемых внутренних мотивов, то есть желания выполнить поставленную задачу наилучшим образом.

Постановка задачи. Для того чтобы это действие было максимально эффективным, менеджеру необходимо:

знать задачи, уметь распределять их в зависимости от степени важности, уметь выделять наиболее приоритетные из них;

уметь устанавливать порядок действий по их решению;

уметь соотносить решение конкретных задач с тактическими и стратегическими целями.

Делегирование. Для того чтобы делегирование стало наиболее эффективным, менеджеру необходимо:

знать, какие задачи подлежат, а какие не подлежат делегированию;

уметь наилучшим образом выбрать человека для делегирования ему необходимых задач;

знать правила делегирования;

не допускать типичных ошибок, а если они все же случатся, вовремя их исправлять.

Контроль. Контроль приносит результат, если менеджер:

знает и умеет использовать основные его виды в зависимости от ситуации и типа задач;

знает правила организации контроля и использует их;

не допускает типичных ошибок при контроле или вовремя их исправляет;

использует имеющиеся у него возможности для организации самоконтроля.

Как видно, осуществление управленческой деятельности, так же как ее внутренняя организация, упорядоченность, требует от руководителя широкого спектра знаний и конкретных управленческих умений. Эти знания и умения есть важнейшее звено в профессиональной подготовке современного менеджера.

Николай Николаевич Вересов, доктор психологических наук, профессор Московский психолого-социального института, член-корреспондент Российской академии образования.

Формы управленческой деятельности.

Форма гос. управления это определённая часть деятельности исполнительно распорядительного органа, его структурных подразделений возникающая в результате их работы. Формы управленческой деятельности выражают, по сути, ее содержание. Они дают представление о том, как практически выполняется данная функция управления, решается данная управленческая задача, т.е. как осуществляется сама управленческая деятельность. Формы призваны обеспечивать наиболее целесообразное выполнение функций управления, достижение целей управления с наименьшими затратами сил, средств и времени.

Как правило, формы деятельности регламентируются административно-правовыми нормами (например, в положениях об отдельных органах государственного управления, должностных инструкциях). Общая регламентация форм управленческой деятельности не создает препятствий для свободного выбора самим органом управления той из установленных форм.

Выбор тех или иных форм зависит от следующих обстоятельств:

1) компетенции данного органа (должностного лица);

2) особенностей объекта управляющего воздействия (в частности, влияние форм собственности);

3) конкретной цели совершаемых управленческих действий;

4) характера решаемых в процессе управленческой деятельности вопросов.

ВИДЫ ФОРМ:

· издание правовых актов – нормативных и индивидуальных (принятие решений);

· совершение иных юридически значимых действий;

· проведение непосредственно организационных мероприятий;

· осуществление материально-технических операций.

Виздании правовых актов в наибольшей степени проявляется государственно-властный характер управления. Осуществляя эту форму управления на основе и во исполнение закона, органы управления практически реализуют свои функции. Поэтому эта форма управленческой деятельности наиболее значима, является правовой, т.е. влечет юридические последствия. Через данную форму реализуются правоприменительные, правоустановительные и правоохранительные функции исполнительной власти. В правовых актах органы управления либо устанавливают новые общие правила поведения (нормативные акты), либо принимают предписания персонифицированного характера по конкретным обстоятельствам дела (индивидуальные акты).

Читайте так же:  Как выглядит контракт на военную службу

Совершение иных юридически значимых действийтакже является правовой формой управленческой деятельности. Они осуществляются при наступлении соответствующих условий, указанных в правовой норме, без принятия индивидуальных актов. Это такие действия, как применение мер пресечения противоправных действий (задержание нарушителя, изъятие и уничтожение спиртных напитков домашней выработки, изъятие вещей и документов); регистрация определенных фактов (регистрация граждан, регистрация автотранспорта); выдача официальных документов типа прав на вождение транспортных средств и т.д.

Проведение непосредственно организационных мероприятий относится к неправовым формам управленческой деятельности и включает: инспектирование (проверка соответст опыта, разъяснение содержания и целей законов и иных правовых актов, подготовку и рассылку информационных материалов, обзоров, писем и т.д. Все они широко используются для обеспечения четкой и эффективной работы соответствующих систем управления. Организационные мероприятия не нуждаются в издании специальных юридических актов, они осуществляются в порядке текущей управленческой деятельности. Однако как предпосылки, так и результаты их совершения могут фиксироваться и юридически (например, приказ министра о реализации предложений и замечаний участников отраслевого совещания, результаты проверок оформляются соответствующими приказами и т.п.).

Материально-технические операции имеют исключительно вспомогательное значение. Их совершение является необходимой предпосылкой для правотворческой и правоприменительной деятельности в процессе осуществления государственного управления.

К материально-техническим операциям относятся: ведение делопроизводства; регистрация фактов; оформление документов; сбор, подготовка и обработка информационных материалов; учетно-статистические работы; составление справок, отчетов и др.

При осуществлении материально-технических операций все шире используются различные средства организационной техники и автоматизации, что значительно облегчает обработку объемной управленческой информации, повышает производительность и культуру управленческого труда.

Административный договор.

Административный договорэто основанное на нормах административного права соглашение, принимаемое на основе согласования воль сторон между двумя или более субъектами управленческих отношений, одним из которых является орган государственного управления либо его законный представитель. Это многосторонний акт, с помощью которого возникают, изменяются или прекращаются взаимные права и обязанности сторон.

Признакиадминистративного договора:

• является разновидностью правового договора;

• основывается на нормах административного права;

• его правовая база содержится в Конституции и действующем законодательстве;

• заключается между двумя и большим числом субъектов;

одним из его участников выступает орган государственного управления либо его законный представитель;

• является результатом взаимного согласования мнений его участников;

• рассчитан на определенный срок действия;

• заключается в соответствии с установленной процедурой;

• не допускается в одностороннем порядке отказ от исполнения договорных обязательств одним из его участников;

• несоблюдение его условий влечет наступление негативных юридических последствий;

• целью является реализация публично-правовых интересов его участников;

• обеспечивается при помощи системы правовых средств.

По предметному критерию среди административных договоров выделяют:

— договор о компетенции (разграничении полномочий и предметов ведения),

— договор обеспечения государственных нужд (государственный заказ),

— договоры по управлению объектами государственной собственности, контракты (трудовые соглашения) с государственными служащими, финансовые и налоговые соглашения,

[3]

— договоры о совместной деятельности и сотрудничестве,

— договоры об оказании некоторых услуг государственных органов и органов местного самоуправления частным лицам (коммунальных услуг, по благоустройству, по обеспечению занятости населения), инвестиционные соглашения, договоры о сотрудничестве (об обмене информацией, о совместной деятельности и т. д.).

Исходя из юридических свойств:

— правоустановительные (формируются новые правовые, в том числе административно-правовые, нормы),

— правоприменительные (разрешают индивидуально-конкретные дела в сфере государственного управления) договоры.

По характеру взаимоотношений субъектов:

договоры между субъектами, не обладающими контрольными, надзорными или иными полномочиями по отношению друг к другу

— договоры, в которых один из субъектов обладает какими-либо специальными полномочиями в отношении контрагента.

По целенаправленности административные договоры делятся на:

— договоры, регулирующие действия субъектов, подчиненных сторонам соглашения;

— договоры, регулирующие согласованные управленческие действия самих контрагентов;

— договоры «смешанного» типа.

В зависимости от круга субъектов договоры могут заключаться:

между субъектами управленческой деятельности,

— между субъектами исполнительной власти и иными государственными (муниципальными) органами,

— между государственными и негосударственными организациями,

Видео (кликните для воспроизведения).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 312 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Источники


  1. Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова. Годичная научная конференция. Том 2. История химико-биологических наук. История наук о земле. Проблемы экологии. История техники и технических наук. — М.: Ленанд, 2013. — 440 c.

  2. Соколова Э. Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований; Юриспруденция — Москва, 2009. — 264 c.

  3. Морозова, Л. А. Теория государства и права / Л.А. Морозова. — М.: Норма, Инфра-М, 2013. — 464 c.
  4. Грот, Н.Я. О нравственной ответственности и юридической вменяемости / Н.Я. Грот. — Москва: ИЛ, 2017. — 144 c.
  5. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов; М.: Юриспруденция; Издание 3-е, 2012. — 528 c.
Современная управленческая деятельность и её формы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here