Установление границ территориальных зон

Ответы на вопросы по теме: "Установление границ территориальных зон" с комментариями профессионалов для людей. Актуальность данных на 2020 год можно уточнить у дежурного специалиста.

Статья 4. Порядок установления границ территориальных зон, зон с особыми условиями использования территорий

Статья 4. Порядок установления границ территориальных зон, зон с особыми условиями использования территорий

1. Границы территориальных зон, зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются (отображаются) на карте градостроительного зонирования территории Чечеульского сельсовета;

Территориальные зоны устанавливаются в пределах границ населенных пунктов на всей его территории, применительно к межселенным территориям — в пределах границ поселения на застроенных и планируемых к застройке территориях.

В пределах территориальных зон могут устанавливаться подзоны.

3. Границы территориальных зон (подзон) должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне (подзоне). Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах (подзонах), не допускается. Территориальные зоны (подзоны), как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

4. Границы территориальных зон (подзон) устанавливаются с учетом:

1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны (подзоны) различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;

2) функциональных зон и параметров их планируемого развития;

3) территориальных зон, определенных действующим законодательством;

4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;

5) планируемых изменений границ земель различных категорий в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории;

6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках.

5. Границы территориальных зон (подзон) могут устанавливаться по:

1) линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений;

2) красным линиям;

3) границам земельных участков;

4) границам или осям полос отвода линейных объектов;

5) границам села;

6) естественным границам природных объектов;

7) иным границам.

6. Границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон.

7. Примерные границы санитарно-защитных зон и санитарных разрывов, определенные на основании законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, и примерные границы водоохранных зон, определенные на основании водного законодательства, отображены на карте градостроительного зонирования.

>
Градостроительный регламент
Содержание
Решение Канского районного Совета депутатов Красноярского края от 20 февраля 2013 г. N 25-169 «О правилах землепользования.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

[3]

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Статья 34. Порядок установления территориальных зон

СТ 34 ГрК РФ.

1. При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон
устанавливаются с учетом:
1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов
существующего и планируемого использования земельных участков;
2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным
планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса),
генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального
района;
3) определенных настоящим Кодексом территориальных зон;
4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;
5) планируемых изменений границ земель различных категорий;
6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства,
расположенным на смежных земельных участках;
7) историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения
или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения.

2. Границы территориальных зон могут устанавливаться по:
1) линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки
противоположных направлений;
2) красным линиям;
3) границам земельных участков;
4) границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований;
5) границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских
территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
6) естественным границам природных объектов;
7) иным границам.

3. Границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий
объектов культурного наследия, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской
Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон.

Комментарий к Ст. 34 Градостроительного кодекса РФ

1. Статья направлена на закрепление критериев, которыми должны руководствоваться органы местного самоуправления при проведении градостроительного зонирования и установления границ территориальных зон.

а) возможность сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков означает, что для земельных участков в составе любой территориальной зоны не устанавливается единого «целевого назначения», определяющего существующий и планируемый характер использования земельных участков, строительства и реконструкции объектов капитального строительства. Например, объекты здравоохранения могут вполне логично и правомерно располагаться как в жилой зоне, так и в общественно – деловой зоне (чч. 3,4 ст. 35 ГрК РФ). Следовательно, данный принцип установления границ территориальных зон позволяет говорить лишь о доминировании определенных параметров и видов использования территории, но не о единственно возможном варианте размещения объектов.

б) границы функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон отражаются на отдельных картах (схемах). Данные параметры определяются генеральными планами и схемой территориального планирования и подлежат обязательному учету.

в) как следует из ч.15 ст. 35 ГрК РФ, кодекс не определяет исчерпывающий перечень территориальных зон, оставляя органам местного самоуправления возможность установления и иных зон. Однако при этом необходимо учитывать функциональные зоны и особенности использования земельных участков и объектов капитального строительства. Поэтому норму, сформулированную абзацем 3 ч.1 комментируемой статьи следует толковать расширительно. Кроме того, нельзя забывать, что в пределах территориальных зон ГрК РФ допускается выделение подзон в целях осуществления более гибкой возможности работы с территорией.

Читайте так же:  Написать заявление и уйти на больничный

г) при установлении территориальных зон следует учитывать сложившуюся планировку территории и существующее землепользование. По этой причине кодекс не предполагает установление заведомо не приемлемых требований градостроительных регламентов даже в публичных интересах. Более того, ч.8 ст. 36 ГрК РФ предусматривает, что в случае не соответствия требованиям регламента земельных участков и объектов капитального строительства, они продолжают использоваться также как и ранее без установления определенных сроков приведения их в соответствие с регламентом, кроме указанных ч.8 данной статьи случаев.

д) установление территориальных зон должно происходить с учетом документов (схем) территориального планирования и документации по планировке территории. Документами территориального планирования Российской Федерации, субъектов РФ, или муниципального района (для поселений) может быть предусмотрено, например, размещение промышленного либо транспортного объекта на межселенных территориях. В таких случаях неизбежно применение процедуры изменения категории земель (например, перевод земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель специального назначения). Аналогичная ситуация может возникнуть при планировании создания особо охраняемых природных территорий федерального либо регионального значения, перевода части земель лесного фонда в иные категории земель и т.д. Данные решения вышестоящего уровня градостроительного планирования должны быть отражены в Правилах.

е) территориальные зоны должны устанавливаться с учетом возможности предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках. Поскольку границы территориальной зоны могут проходить по границам земельных участков, вполне допустима ситуация, когда два смежных земельных участка располагаются в различных территориальных зонах (например, жилой и производственной зонах). Установление градостроительным регламентом возможности размещения на участке, расположенном в производственной зоне, промышленного объекта, производящего, например, пожароопасную продукцию не допускается, поскольку может причинить (потенциально) вред, в нашем случае, жилому дому.

2. Установление границ территориальных зон должно осуществляться в соответствии со стандартами межевого дела, которыми не допускается установление разных правовых режимов для частей одного и того же земельного участка. Поэтому ориентирами при определении границ территориальных зон, как правило, будут выступать существующие естественные границы природных объектов (например, реки), линии магистралей и улиц, красные линии (они отделяют публичные земли от частных и применяются для охраны парков, скверов и иных публичных территорий (памятников культурного наследия) от незаконной застройки и иного использования), границы населенных пунктов и муниципальных образований. При необходимости, такие границы могут быть проведены и по границам земельных участков граждан и юридических лиц. Исключением из указанных правил являются положения ч.3 комментируемой статьи, согласно которой могут не совпадать с границами территориальных зон:

а) границы зон с особыми условиями территории, например, охранные, санитарно-защитные, и иные зоны. Например, санитарно-защитная зона вокруг промышленного объекта может выходить за пределы производственной зоны и частично располагаться в составе коммунальной зоны или зоны рекреационного назначения.

б) границы территорий объектов культурного наследия также не образуют отдельной территориальной зоны, а потому естественным образом могут располагаться в составе жилой, общественно-деловой и иных территориальных зон, если таковы параметры и размеры такого объекта культурного наследия. Например, разновидностью объектов культурного наследия являются фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям. Такой объект культурного наследия может располагаться в пределах территории садоводческого товарищества (жилая зона) и близлежащего городского сада (рекреационная зона) либо в жилой зоне населенного пункта и зоне сельскохозяйственных угодий за чертой населенного пункта.

Статья 34. Порядок установления территориальных зон

Статья 34. Порядок установления территориальных зон

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 34 Градостроительного кодекса РФ

1. При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом:

1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ в пункт 2 части 1 статьи 34 настоящего Кодекса внесены изменения

2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района;

3) определенных настоящим Кодексом территориальных зон;

4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ в пункт 5 части 1 статьи 34 настоящего Кодекса внесены изменения

5) планируемых изменений границ земель различных категорий;

6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 ноября 2012 г. N 179-ФЗ часть 1 статьи 34 настоящего Кодекса дополнена пунктом 7

7) историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения.

2. Границы территориальных зон могут устанавливаться по:

1) линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений;

3) границам земельных участков;

4) границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований;

5) границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

6) естественным границам природных объектов;

7) иным границам.

[1]

3. Границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон.

Читайте так же:  Эффективное сокращение штата в соответствии с нормами трудового кодекса
>
Виды и состав территориальных зон
Содержание
Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 25. Порядок установления территориальных зон

Статья 25. Порядок установления территориальных зон

1. В результате градостроительного зонирования территории городского округа установлены территориальные зоны, отображенные на карте градостроительного зонирования.

Для земельных участков в пределах территориальных зон, границы которых установлены с учетом функциональных зон, определенных генеральным планом без учета принципа деления земель по целевому назначению на категории, границы таких территориальных зон и градостроительные регламенты считаются установленными после изменения категории земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в порядке, предусмотренном земельным законодательством.

На карте градостроительного зонирования установлены границы территорий, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории. Границы таких территорий устанавливаются по границам одной или нескольких территориальных зон.

2. Границы территориальных зон установлены с учетом:

— возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;

— функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом;

— определенных Градостроительным кодексом Российской Федерации территориальных зон;

— сложившейся планировки территории и существующего землепользования;

— планируемых изменений границ земель различных категорий;

— предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках.

3. Границы территориальных зон установлены по:

— линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющих транспортные потоки противоположных направлений;

— границам земельных участков;

— границам населенных пунктов в пределах городского округа;

— границам городского округа;

Видео (кликните для воспроизведения).

— естественным границам природных объектов;

4. Границы территориальных зон отвечают требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.

5. Карта градостроительного зонирования применяется одновременно с картой (картами) с отображением границ зон с особыми условиями использования территорий, границами территорий объектов культурного наследия.

6. Правилами для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков установлен градостроительный регламент.

>
Территории двойного учета
Содержание
Решение Совета депутатов Наро-Фоминского городского округа Московской области от 27 декабря 2017 г. N 14/11 «Об утверждении.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Статья 34 ГрК РФ. Порядок установления территориальных зон

Новая редакция Ст. 34 ГрК РФ

1. При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом:

1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;

2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района;

3) определенных настоящим Кодексом территориальных зон;

4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;

5) планируемых изменений границ земель различных категорий;

6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках;

7) историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения.

2. Границы территориальных зон могут устанавливаться по:

1) линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений;

2) красным линиям;

3) границам земельных участков;

4) границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований;

5) границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

6) естественным границам природных объектов;

7) иным границам.

3. Границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон.

Комментарий к Статье 34 ГрК РФ

1. Статьей 34 комментируемого Кодекса определяется порядок установления территориальных зон.

В части 1 данной статьи приводятся факторы, в зависимости от которых при подготовке правил землепользования и застройки устанавливаются границы территориальных зон.

2. Границы территориальных зон могут устанавливаться в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи по границам указанных в ней объектов.

3. Частью 3 комментируемой статьи установлено правило, в соответствии с которым допускается несовпадение границ зон с особыми условиями использования территорий, границ территорий объектов культурного наследия, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, с границами территориальных зон.

В соответствии с п. 4 ст. 1 комментируемого Федерального закона зоны с особыми условиями использования территорий представляют собой охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны охраны источников питьевого водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Другой комментарий к Ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации

При установлении территориальных зон учитываются различные факторы, предусмотренные пунктами 1-6 ч. 1 ст. 34 ГрК. Однако, они имеют различную степень обязательности. Так, при установлении территориальных зон обязательны требования пунктов 1, 2 и 3 ч. 1 ст. 34 ГрК. Требования пунктов 4, 5 и 6 ч. 1 ст. 34 ГрК носят рекомендательный характер и могут не учитываться при установлении территориальных зон. Границы территориальных зон изменяются вместе с границами объектов, перечисленных пунктами 1-6 ч. 2 ст. 34 ГрК, по которым указанные зоны устанавливаются. Например, границы территориальных зон, установленные по границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований и границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, изменяются вместе с изменением указанных границ.

Читайте так же:  Подача гражданского иска в рамках уголовного дела

Порядок изменения границ населенных пунктов установлен ст. 84 ЗК РФ. Внешние границы земель населенных пунктов называются чертой городских и сельских поселений. Установление черты поселений проводится на основании утвержденной градостроительной и землеустроительной документации. Черта поселений должна устанавливаться по границам земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам. Утверждение и изменение черты городских, сельских поселений осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением черты городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга, которая утверждается и изменяется федеральным законом по согласованному представлению законодательных (представительных) органов города Москвы и законодательных (представительных) органов Московской области, законодательных (представительных) органов города Санкт-Петербурга и законодательных (представительных) органов Ленинградской области. Утверждение и изменение черты городских поселений, входящих в состав закрытых административно-территориальных образований, осуществляются Правительством Российской Федерации.

Статья 12 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ устанавливает порядок изменения границ муниципального образования, согласно которой изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта РФ по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти. Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов, выраженного путем голосования, либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов. Изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений.

Изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»*(25) под природным объектом понимаются естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства. Под естественной экологической системой ФЗ от 10.01.2002 г. понимает объективно существующую часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией. Природный ландшафт — территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях. Элементарными примерами природных объектов являются леса и водные объекты. Естественный характер границ природных объектов означает, что они определялись в результате природных изменений без вмешательства человека.

Зоны с особыми условиями использования территорий, к которым ГрК отнесены охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны охраны источников питьевого водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ, могут не совпадать с границами, а накладываются на территориальные зоны различных видов, определенные ст. 35 ГрК.

ЗОНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИЙ (ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ)

Территориальные зоны и их границы. Правила землепользования и застройки

Территориальное планирование должно обеспечивать устойчивое развитие территорий, городов и иных поселений. При этом под устойчивым развитием понимается обеспечение безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущих поколений.

Поэтому территориальное планирование предусматривает зонирование, т.е. установление территориальных, функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных и муниципальных нужд, зон с особыми условиями пользования территорий и т.д.

Под территориальными понимают зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены градостроительные регламенты.

Функциональные зоны — зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и их функциональное назначение.

В результате градостроительного планирования могут определяться следующие территориальные зоны:

  • 1) жилые;
  • 2) общественно-деловые;
  • 3) производственные;
  • 4) инженерной и транспортной инфраструктур;
  • 5) сельскохозяйственного использования;
  • 6) рекреационного назначения;
  • 7) особо охраняемых территорий;
  • 8) специального назначения;
  • 9) военных объектов;
  • 10) иные виды.

В состав жилых зон могут включаться зоны застройки индивидуальными, малоэтажными, среднеэтажными и многоэтажными жилыми домами и зоны застройки иных видов. В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов:

  • • социального и коммунально-бытового назначения;
  • • здравоохранения;
  • • дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования;
  • • культурных зданий;
  • • стоянок автотранспорта и гаражей, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.

В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.

В состав общественно-деловых зон включаются:

  • 1) зона делового, общественного и коммерческого назначения;
  • 2) зоны размещения объектов социального и коммунальнобытового назначения;
  • 3) зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности;
  • 4) общественно-деловые зоны других видов.
Читайте так же:  Предупреждение сотрудника об увольнении

Общественно-деловые зоны предназначены для размещения

самых разнообразных объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, коммерческой деятельности, а также образовательных учреждений, административных, научно-исследовательских, культурных зданий и иных зданий, сооружений, строений, стоянок автотранспорта, центров деловой, финансовой и общественной активности.

В перечень объектов недвижимости, разрешенных к градостроению в этой зоне, могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные и многоэтажные гаражи.

В состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться:

  • 1) коммунальные зоны — зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли;
  • 2) производственные зоны — зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду;

3) иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктуры.

Производственные зоны предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, обеспечивающих их функционирование, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, а также для размещения санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.

Зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения и функционирования сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерного оборудования.

В состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться:

  • 1) зоны сельскохозяйственных угодий — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.);
  • 2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

[2]

В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах других территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

В состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления (свалки) и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.

В состав территориальных зон могут включаться зоны размещения военных объектов и иные зоны специального назначения.

Есть ограничения на использование территорий для осуществления градостроительной деятельности, которые установлены в следующих зонах:

• охраны памятников истории и культуры, историко-культурных комплексов и объектов, заповедных зон;

  • • особо охраняемых природных территорий, в том числе округов санитарной (горно-санитарной) охраны;
  • • санитарных, защитных и санитарно-защитных;
  • • водоохранных и прибрежных защитных полосах;
  • • санитарной охраны источников водоснабжения;
  • • залегания полезных ископаемых;
  • • территориях, подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций;
  • • чрезвычайных экономических ситуаций и экологического бедствия;
  • • с экстремальными природно-климатическими условиями;
  • • иных зонах, установленных законодательством РФ.

Зонирование территорий направлено не только на обеспечение

благоприятной среды жизнедеятельности населения, но и на защиту территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правильное использование особо охраняемых природных территорий (заповедников, природных ландшафтов и т.д.), территорий историко-культурных объектов, а также сельскохозяйственных земель и лесных угодий.

В разряд мер по созданию благоприятной среды жизнедеятельности граждан поселений включаются:

  • • создание условий доступности места работы и отдыха, центров социально-культурного обслуживания;
  • • обеспечение условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;
  • • возможность участия граждан, их объединений и юридических лиц РФ в обсуждении и принятии решений в области градостроительной документации, так как они имеют право на полную, своевременную и достоверную информацию о состоянии среды жизнедеятельности, ее предполагаемых изменениях (строительстве, реконструкции, благоустройстве и т.д.). А в случае непредоставления информации, несвоевременного предоставления, предоставления неполной и (или) недостоверной информации о состоянии среды жизнедеятельности органами государственной власти граждане РФ имеют право обращаться в суд.

Границы территориальных зон устанавливаются на стадии подготовки правил землепользования с учетом:

1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;

  • 2) функциональных зон и параметров их развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района;
  • 3) всего вышеприведенного перечня территориальных зон;
  • 4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;
  • 5) планируемых изменений границ земель различных категорий в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планированию территории;
  • 6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках.

Границы территориальных зон могут устанавливаться по линиям магистралей, улиц, проездов, красным линиям [1] , границам земельных участков, населенных пунктов, естественным границам природных объектов и иным признакам.

Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц (правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства), создания условий для привлечения инвестиций.

Правила землепользования и застройки включают в себя:

  • 1) порядок их применения и внесения изменений;
  • 2) карту градостроительного зонирования;
  • 3) градостроительные регламенты.

Порядок применения правил раскрывает вопросы регулирования землепользования и застройки органами местного самоуправления, подготовки документации по планировке территории, проведения публичных слушаний по названным вопросам.

На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон.

В градостроительном регламенте указываются:

  • 1) виды разрешенного использования как земельных участков и объектов капитального строительства, так и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков;
  • 2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов;
Читайте так же:  Какие документы нужны после смерти мамы

3) ограничения использования, устанавливаемые в соответствии с законодательством.

Правила утверждаются представительным органом местного самоуправления с учетом публичных слушаний. Публичные слушания по проектам генеральных планов поселений проводятся в обязательном порядке. Заключения о результатах публичных слушаний подлежат опубликованию.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, объединения граждан могут по собственной инициативе направить проекты документов территориального планирования на государственную экспертизу. Срок проведения государственной экспертизы проектов документов территориального планирования не должен превышать 6 месяцев.

Результатом государственной экспертизы проекта документа территориального планирования является заключение о соответствии этого проекта требованиям технических регламентов и требованиям рациональной организации территории (положительное заключение) или о несоответствии проекта документа территориального планирования требованиям технических регламентов и требованиям рациональной организации территории (отрицательное заключение). Заключение государственной экспертизы проекта документа территориального планирования может быть оспорено заинтересованными лицами в судебном порядке.

Порядок установления территориальных зон

  • 1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом:
  • 1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков. При установлении территориальных зон учет существующего использования земельного участка, на наш взгляд, должен иметь для органов местного самоуправления определяющее значение, несмотря на диспозитивность формулировки нормы («с учетом»), Поскольку изменение существующего использования земельного участка создает для лица, обладающего вещным правом в отношении этого земельного участка, зачастую непреодолимые без внесения изменений в Правила условия его использования.

Так, например, смена существующего использования земельного участка в виде индивидуальной жилой застройки посредством установления производственной зоны, не позволит собственнику земельного участка осуществлять даже реконструкцию своего жилья, поскольку оно будет противоречить видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства допускаемого в производственной зоне. Между тем у данного лица имеются законно оформленные права на использование этого земельного участка с тем функциональным назначением, для которого и приобретался этот земельный участок (индивидуальная жилая застройка).

Таким образом, при «не учете» органами местного самоуправления современного использования земельного участка уже на стадии подготовки Правил закладываются факторы реализации права физических и юридических лиц на внесение предложений о внесении изменений в правила землепользования и застройки — физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений [1] . Кроме того, физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке. И имеются все основания для положительного итого судебного разбирательства для физических и юридических лиц;

2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного ч. 6 ст. 18 ГрК РФ), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района. Комментируемый пункт также должен трактоваться императивно. Поскольку, если исходить из диспозитивности формулировки «с учетом», получается, что ничего не мешает, например, в функциональной зоне жилья разместить территориальную производственную зону, которая прекратит какое-либо жилое использование территории.

Однако при системном толковании норм можно увидеть, что в данном случае формулировка «с учетом» носит императивный характер. Так, в соответствии с ч. 9 ст. 31 ГрК РФ орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки на соответствие, в том числе, требованиям генерального плана поселения, городского округа, в котором отображаются функциональные зоны. Таким образом, территориальные зоны должны полностью соответствовать функциональным зонам, их назначению и границам;

  • 3) определенных ГрК РФ территориальных зон;
  • 4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;
  • 5) планируемых изменений границ земель различных категорий;
  • 6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках;
  • 7) историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения.
  • 2. Части 2, 3 комментируемой статьи закрепляют, что границы территориальных зон могут устанавливаться по:
  • 1) линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений;
  • 2) красным линиям;
  • 3) границам земельных участков;
  • 4) границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований;
  • 5) границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
  • 6) естественным границам природных объектов;
  • 7) иным границам.
Видео (кликните для воспроизведения).

При этом границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ, могут не совпадать с границами территориальных зон.

Источники


  1. Михайленко, Е. В. Менеджмент в юриспруденции / Е.В. Михайленко. — М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, МОДЭК, 2012. — 280 c.

  2. Практика адвокатской деятельности. Практическое пособие. В 2 томах (комплект); Юрайт — М., 2015. — 792 c.

  3. Под редакцией Дмитриевой И. К., Куренного А. М. Трудовое право России. Практикум; Юстицинформ — Москва, 2011. — 792 c.
  4. Прокуроры и адвокаты: Знаменитые процессы: моногр. ; Литература — М., 2014. — 608 c.
  5. Малько, А.В. Теория государства и права / А.В. Малько. — М.: ЮРИСТЪ, 2000. — 304 c.
Установление границ территориальных зон
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here