В течение учебного дня следует проводить

Ответы на вопросы по теме: "В течение учебного дня следует проводить" с комментариями профессионалов для людей. Актуальность данных на 2020 год можно уточнить у дежурного специалиста.

Приложение 6. Рекомендации к организации и режиму работы групп продленного дня

Рекомендации к организации и режиму работы групп продленного дня

С изменениями и дополнениями от:

25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г.

О разъяснении вопроса организации групп продленного дня в общеобразовательных учреждениях см. письмо Роспотребнадзора от 6 октября 2011 г. N 01/12677-1-2

Информация об изменениях:

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. N 81 в раздел «Общие положения» внесены изменения

Комплектовать группы продленного дня рекомендуется из обучающихся одного класса либо параллельных классов. Пребывание обучающихся в группе продленного дня, одновременно с образовательной деятельностью, может охватывать период времени пребывания обучающихся в общеобразовательной организации с 8.00 — 8.30 до 18:00 — 19.00.

Помещения групп продленного дня для обучающихся I — VIII классов целесообразно размещать в пределах соответствующих учебных секций, включая рекреации.

Для обучающихся первых классов в режиме группы продленного дня рекомендуется предусматривать сон и игры. При отсутствии в общеобразовательной организации специальных помещений для организации сна и игр могут быть использованы универсальные помещения, объединяющие спальню и игровую, оборудованные встроенной мебелью: шкафы, одноярусные кровати.

Для обучающихся II — VIII классов в зависимости от конкретных возможностей, рекомендуется выделить закрепленные помещения для организации игровой деятельности, кружковой работы, занятий по желанию обучающихся, дневного сна для ослабленных.

Информация об изменениях:

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 декабря 2013 г. N 72 в раздел «Режим дня» внесены изменения

Для обеспечения максимально возможного оздоровительного влияния и сохранения работоспособности обучающихся, посещающих группы продленного дня, необходима рациональная организация режима дня, начиная с момента прихода в общеобразовательную организацию, и широкое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Наилучшим сочетанием видов деятельности обучающихся в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на участке общеобразовательной организации, если он предусмотрен образовательной программой), а после самоподготовки — участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и другие мероприятия).

В режиме дня должны обязательно предусматриваться: питание, прогулка, дневной сон для обучающихся 1-х классов и ослабленных обучающихся II — III классов, самоподготовка, общественно-полезный труд, кружковая работа и широкое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Отдых на свежем воздухе.

После окончания учебных занятий в общеобразовательной организации для восстановления работоспособности обучающихся перед выполнением домашних заданий организуется отдых длительностью не менее 2 часов. Основная часть этого времени отводится на свежем воздухе. Целесообразно предусмотреть прогулки:

— до обеда длительностью не менее 1 часа, после окончания учебных занятий в школе;

— перед самоподготовкой в течение часа.

Прогулки рекомендуется сопровождать спортивными, подвижными играми и физическими упражнениями. В зимнее время полезно организовать занятия конькобежным спортом, лыжами 2 раза в неделю. В теплое время года рекомендуется организовать занятия легкой атлетикой, волейболом, баскетболом, теннисом и другими спортивными играми на открытом воздухе. Рекомендуется также использовать плавательный бассейн для занятий плаванием и водным спортом.

Обучающиеся, отнесенные к специальной медицинской группе или перенесшие острые заболевания, во время спортивных и подвижных игр выполняют упражнения, не связанные со значительной нагрузкой.

Одежда обучающихся во время занятий на открытом воздухе должна предохранять их от переохлаждения и перегревания и не стеснять движений.

В непогоду подвижные игры можно переносить в хорошо проветриваемые помещения.

Местом для отдыха на свежем воздухе и проведение спортивного часа может быть пришкольный участок или специально оборудованные площадки. Кроме того, для этих целей могут быть использованы прилежащие скверы, парки, лес, стадионы.

Организация дневного сна для первоклассников и ослабленных детей.

Сон снимает усталость и возбуждение детей, длительное время находящихся в большом коллективе, повышает их работоспособность. Длительность дневного сна должна быть не менее 1 часа.

Для организации дневного сна должны быть выделены либо специальные спальные, либо универсальные помещения, площадью из расчета 4,0

на одного учащегося, оборудованные подростковыми (размером 1600 х 700 мм) или встроенными одноярусными кроватями.

При расстановке кроватей необходимо соблюдать расстояние между: длинными сторонами кровати — 50 см; изголовьями — 30 см; кроватью и наружной стеной — 60 см, а для северных районов страны — 100 см.

За каждым обучающимся должно быть закреплено определенное спальное место со сменой постельного белья по мере загрязнения, но не реже 1 раз в 10 дней.

Спальные помещения рекомендуется проветривать за 30 минут до сна, сон проводить при открытых фрамугах или форточках.

Подготовка домашних заданий

При выполнении обучающимися домашних заданий (самоподготовка) следует соблюдать следующие рекомендации:

— приготовление уроков проводить в закрепленном учебном помещении, оборудованном мебелью, соответствующей росту обучающихся;

— начинать самоподготовку в 15 — 16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;

— ограничивать длительность выполнения домашних заданий, чтобы затраты времени на выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 — 3 классах — 1,5 ч., в 4 — 5 классах — 2 ч., в 6 — 8 классах — 2,5 ч., в 9 — 11 классах -до 3,5 ч.

— предоставлять по усмотрению обучающихся очередность выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с предмета средней трудности для данного обучающегося;

— предоставлять обучающимся возможность устраивать произвольные перерывы по завершению определенного этапа работы;

— проводить «физкультурные минутки» длительностью 1 — 2 минуты;

— предоставлять обучающимся, закончившим выполнение домашних заданий раньше всей группы, возможность приступить к занятиям по интересам (в игровой, библиотеке, читальне).

Внеурочную деятельность реализуют в виде экскурсий, кружков, секций, олимпиад, соревнований и т.п.

Длительность занятий зависит от возраста и вида деятельности. Продолжительность таких видов деятельности, как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, должны составлять не более 50 минут в день для обучающихся 1 — 2 классов, и не более полутора часов в день — для остальных классов. На музыкальных занятиях рекомендуется шире использовать элементы ритмики и хореографии. Просмотры телепередач и кинофильмов не следует проводить чаще двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра до 1 часа для обучающихся 1 — 3 классов и 1,5 — для обучающихся 4 — 8 классов.

Читайте так же:  Дебиторская задолженность ответственность

Рекомендуется для организации различных видов внеурочной деятельности использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотеку, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.

Информация об изменениях:

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 декабря 2013 г. N 72 в раздел «Питание» внесены изменения

Правильно организованное и рациональное питание является важнейшим оздоровительным фактором. При организации продленного дня в общеобразовательной организации должно быть предусмотрено трехразовое питание обучающихся: завтрак — на второй или третьей перемене во время учебных занятий; обед — в период пребывания на продленном дне в 13 — 14 часов, полдник — в 16 — 17 часов.

Это надо знать родителям! Гигиенические требования к режиму образовательного процесса в первом классе

Наполняемость классов, не должна превышать 25 человек

Учебные занятия должны начинаться не ранее 8 часов, проведение нулевых уроков не допускается.

Образовательная недельная нагрузка для обучающихся 1-х классов — не должна превышать 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков, за счет урока физической культуры

Наиболее трудные предметы должны проводиться на 2 уроке

Сдвоенные уроки не проводятся

В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 — 4 уроках.

Продолжительность урока (академический час) в 1 классе не должна превышать 40 минут.

учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

[2]

использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии:

в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый,

в ноябре-декабре — по 4 урока по 35 минут каждый;

январь — май — по 4 урока по 45 минут каждый);

рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;

для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-разового питания и прогулок;

обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) — 20 — 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.

Рекомендовано организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях.

С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз

Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 — 4 классах не должна превышать 7 — 10 минут,

Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25 — 35 см у обучающихся 1 — 4 классов.

Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3-х уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.

Уроки физической культуры целесообразно проводить на открытом воздухе. Возможность проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, а также подвижных игр определяется по совокупности показателей метеоусловий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам

В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой проводят в зале.

Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 — 2-х классов — более 1,5 кг,

В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один — для использования на уроках в общеобразовательной организации, второй — для приготовления домашних заданий.

Более подробно информация изложена в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

Обучение в начальной школе

Обязательными для изучения в начальной школе предметными областями являются:

  • филология;
  • математика и информатика;
  • обществознание и естествознание (окружающий мир);
  • основы религиозных культур и светской этики;
  • искусство;
  • технология;
  • физическая культура.

Занятия первоклассников проводятся только в первую смену . Продолжительность учебной недели для них — 5 дней.

Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

  • для обучающихся 1-х классов — не более 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
  • для обучающихся 2-4-х классов — не более 5 уроков, и один раз в неделю — 6 уроков за счет урока физической культуры при 6 дневной учебной неделе.

При составлении расписания уроков должны чередоваться различные по сложности предметы в течение дня: основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) — с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры.

Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводиться на 2-м уроке; 2-4-х классов — 2-3-м уроках. В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.

В течение учебного дня не рекомендуется проводить более одной контрольной работы.

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

  • использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре — по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май — по 4 урока по 45 минут каждый);
  • рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
  • для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), трехразового питания и прогулок. Трехразовое питание подразумевает завтрак — на второй или третьей перемене во время учебных занятий; обед — в период пребывания на продленном дне в 13-14 часов, полдник — в 16-17 часов;
Читайте так же:  Дисциплинарный проступок влечет за собой

Примечание . Московским законодательством предусмотрены бесплатные завтраки для всех школьников 1-4 классов. Детям из социально незащищенных и многодетных семей предоставляется 2-разовое бесплатное питание.

  • обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
  • дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

Объем домашних заданий (по всем предметам) для других классов должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):

  • во 2-3 классах — 1,5 ч.;
  • в 4 классе — 2 ч.

Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать:

  • для учащихся 1-2-х классов -1,5 кг;
  • 3- 4-х классов — 2 кг.

В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один — для использования на уроках в общеобразовательной организации, второй — для приготовления домашних заданий.

Уроки физкультуры рекомендуется проводить на открытом воздухе. Возможность проведения занятий физкультурой на открытом воздухе определяется по совокупности показателей метеоусловий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха). В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой проводят в зале.

Общеобразовательная организация вправе открывать группы продленного дня. За осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня (имеется в виду организация питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечение соблюдения ими личной гигиены и режима дня) учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату и ее размер. Учредитель вправе снизить размер указанной платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей в определяемых им случаях и порядке.

См. также:

Есть вопросы, на которые вы не смогли найти ответы по ссылкам выше? Задавайте их на форуме или по электронной почте [email protected] Мы постараемся на них ответить.

Пользователи соцсети «ВКонтакте» могут обсудить проблемы общего образования в нашей группе «ГАРАНТ. Образование». Специально для вас мы открыли обсуждение «Общее образование». Обсуждайте, задавайте вопросы, помогайте отвечать. Добро пожаловать!

Это надо знать родителям! Гигиенические требования к режиму образовательного процесса в первом классе

Наполняемость классов, не должна превышать 25 человек

Учебные занятия должны начинаться не ранее 8 часов, проведение нулевых уроков не допускается.

Образовательная недельная нагрузка для обучающихся 1-х классов — не должна превышать 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков, за счет урока физической культуры

Наиболее трудные предметы должны проводиться на 2 уроке

Сдвоенные уроки не проводятся

В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 — 4 уроках.

Продолжительность урока (академический час) в 1 классе не должна превышать 40 минут.

учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии:

в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый,

Видео (кликните для воспроизведения).

в ноябре-декабре — по 4 урока по 35 минут каждый;

январь — май — по 4 урока по 45 минут каждый);

рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;

для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-разового питания и прогулок;

обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) — 20 — 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.

Рекомендовано организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях.

С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз

Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 — 4 классах не должна превышать 7 — 10 минут,

Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25 — 35 см у обучающихся 1 — 4 классов.

Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3-х уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.

Уроки физической культуры целесообразно проводить на открытом воздухе. Возможность проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, а также подвижных игр определяется по совокупности показателей метеоусловий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам

В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой проводят в зале.

Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 — 2-х классов — более 1,5 кг,

В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один — для использования на уроках в общеобразовательной организации, второй — для приготовления домашних заданий.

Более подробно информация изложена в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

Требования к составлению расписания в течение учебного дня

Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается. В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.

Читайте так же:  Статистика зарплат в россии по регионам

В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9 и 11 классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену. Обучение в 3 смены в общеобразовательных учреждениях не допускается.

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. При составлении учебного расписания необходимо учитывать, что учебные предметы различаются по характеру деятельности, трудности, степени нагрузки первой или второй сигнальной системы, по преобладанию статического и динамического компонентов.

[1]

В связи с вышеуказанными факторами на начало учебного дня, когда еще высока работоспособность учащихся, следует ставить предметы, основанные на вербальном, словесном преподавании, т.е. нагружающими вторую сигнальную систему (русский язык, математику). В часы врабатывания (1 урок) и в период снижения работоспособности (последний урок), в расписание включаются те предметы, которые основаны на предметном, образном восприятии, что существенно легче, чем восприятие речи (пение, рисование), а также занятия, характеризующиеся выраженным динамическим компонентом (физкультура, труды, ритмика). После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы. Поэтому в расписании уроков для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2 уроке; 2- 4 классов — 2-3 уроках; для обучающихся 5-11-х классов на 2-4 уроках.

При составлении расписания необходимо чередовать для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами. Не рекомендуется сочетание двух или трех трудных уроков подряд (физика, математика, иностранный язык), необходимо чередовать их с менее трудными предметами (история, география).

В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2-4 уроках.

В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся, так как это приводит к быстрому утомлению школьников. Для обучающихся в 5-9 классах сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание).

Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для обучающихся в 5-9 классах допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 минут. В 10-11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.

При составлении расписания не рекомендуется ставить в один и тот же день уроки по предметам, требующим большой затраты времени на подготовку домашних заданий.

Независимо от продолжительности учебной недели число уроков в день не должно быть более 5 в начальных классах (кроме первого класса) и более 6 уроков — в 5-11 классах.

С целью уменьшения неблагоприятного влияния умственных и статических нагрузок на функциональное состояние организма школьников, между уроками следует предусмотреть перерывы (перемены), обеспечив одновременно их физиологически целесообразную продолжительность и организацию. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) – 20-30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.

Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх. При проведении ежедневной динамической паузы продолжительность большой перемены увеличивают до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно активных видов деятельности учащихся, проводимых на пришкольной территории, в спортивном зале или рекреационных помещениях. Во время перемен необходимо проветривать учебные помещения. Активные игры необходимо прекращать за 1,5 — 2 мин до очередного урока. Длительность перемен, к которым приурочен прием пищи должен составлять 20-30 минут.

Дата добавления: 2015-11-04 ; просмотров: 574 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Приложение 3. Гигиенические рекомендации к расписанию уроков

Информация об изменениях:

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. N 81 в приложение внесены изменения

Гигиенические рекомендации к расписанию уроков

С изменениями и дополнениями от:

24 ноября 2015 г.

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 — 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

Поэтому в расписании уроков для обучающихся начального общего образования основные предметы должны проводиться на 2 — 3-х уроках, а для обучающихся основного общего и среднего общего образования — на 2-х, 3-х, 4-х уроках.

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблица 1, 2, 3 настоящего приложения) либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 — 4-х уроках в середине учебной недели.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1-3, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.

Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.

При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.

Шкала трудности предметов для 1 — 4 классов

В течение учебного дня следует проводить

Контрольные работы нередко являются причиной серьезных переживаний ребенка. Так, многие дети на уроках, предполагающих контроль знаний, чувствуют себя совсем иначе, чем на обычных уроках: волнуются, испытывают неуверенность в себе, боятся получить низкую оценку. И это не удивительно, ведь так или иначе контрольная работа для ребенка – это проверка его знаний. Для минимизации стрессовых воздействий на детей, а также для распределения учебной нагрузки СанПиН 2.4.2.2821-10 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189) предусмотрен целый ряд требований к организации контрольных работ. Рассмотрим основные из них.

Читайте так же:  Пломба госповерителя на электросчетчике

Пожалуй, одно из первостепенных требований — в течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы (п. 10. 8. СанПиН).

На основании рекомендаций, изложенных в Приложении 3 к СанПиН, проверку знаний учащихся лучше проводить во вторник или среду, так как умственная работоспособность обучающихся нарастает к середине недели, а в начале (понедельник) и в конце (пятница) она ниже. При этом рекомендуемое время для организации контрольной работы – это 2 — 4 уроки (п. 10. 8. СанПиН). Еще одно важное положение СанПиН — контрольные работы не рекомендуется проводить после уроков физической культуры.

Законодательство не регулирует вопросы, связанные с непосредственной оценкой знаний обучающихся, оставляя условия и порядок оценивания в ведении образовательного учреждения. Таким образом, требования к выставлению оценок, в том числе за контрольные работы, устанавливаются локальным актом школы. Они могут именоваться по-разному: «Положение о системе оценивания» или «Положение о порядке, формах и периодичности текущего контроля успеваемости» и т. п. В таких положениях прописываются критерии выставления оценок, порядок их выставления за контрольные работы, классификация недочетов в ответах учеников. В этих локальных документах могут содержаться какие-либо конкретные требования к проведению контрольных работ. Например, может утверждаться перечень лиц, которые освобождаются от промежуточной аттестации или контрольной работы.

Еще один вопрос, который волнует родителей школьников, – каким образом оценка за контрольную работу влияет на итоговую (четвертную) оценку? Для ответа на этот вопрос также необходимо обращаться к локальным актам конкретной образовательной организации. Как правило, оценка за четверть выставляется на основании среднего арифметического балла всех оценок. Более точным способом определения четвертной оценки является определение среднего балла всех контрольных работ и отдельно классных и домашних заданий. В таком случае, если средний балл, получившийся по итогам контрольных и самостоятельных работ выше, чем аналогичный за домашние и классные работы, это трактуется в пользу повышения четвертной оценки ученика, если ниже – применяется понижение. Таким образом, чаще всего контрольная оценка имеет большее значение, чем текущая. Но все же условия оценивания нужно уточнять непосредственно в самой школе.

Если ребенок или его родители не согласны с оценкой за контрольную работу, нужно следовать порядку пересмотра оценок, который указан в локальных актах школы. Если действия педагога не соответствуют требованиям школы о выставлении оценок или если в локальных актах пересмотр оценки не предусмотрен, можно подать письменное заявление о пересмотре оценки директору школы или в пришкольную комиссию по урегулированию споров. При бездействии администрации школы родители имеют право обратиться с письменной жалобой в органы управления образования.

«Занижать» оценки за контрольные работы как конкретному ученику так и всему классу за любые дисциплинарные проступки учитель не имеет права. Оценка выставляется за знания, а не за дисциплину.

В заключение хотелось бы отметить, что нередко школьники, получив низкую оценку, испытывают разочарование, боязнь родительского порицания и даже стресс, что в свою очередь может оказать очень серьезное влияние как на эмоциональное, так и на физическое состояние их здоровья. Поэтому родителям и педагогам крайне важно не допускать, чтобы ребенок прививал себе тенденцию сопровождения своих неудач серьезными переживаниями и депрессией. Отрицательная оценка не должна стоить ребенку здоровья.

Помощник руководителя аппарата Тамбовского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» Ирина ПОТАПОВА

Уроки сделал?

Эксперты ОНФ предложили разработать максимальную норму учебной нагрузки для школьников. Как сообщает RT со ссылкой на пресс-службу движения, сегодня «рабочее время» ребенка в начальной школе составляет 47 часов в неделю, что сказывается на здоровье учеников. Для сравнения — средняя рабочая нагрузка взрослого человека — 40 часов в неделю.

— СанПиН должен отражать предельно допустимые нагрузки как в школе, так и в системе допобразования, — говорит координатор проекта ОНФ «Равные возможности — детям», депутат Любовь Духанина. — С просьбой разработать такие нормы мы обратимся в Роспотребнадзор, а в РАН и РАО — для анализа проекта новых ФГОС на соответствие содержания и объемов нагрузки возрастным возможностям школьников.

Эксперты ОНФ утверждают, что сейчас на изучение всего, что предусмотрено в государственных образовательных стандартах, детям не хватает времени. В результате некоторые школьные «кружки» превращаются в продолжение обязательных уроков.

Напомним, сейчас в санитарных нормах нагрузка на детей прописана достаточно четко. Проблема в том, что эти нормы зачастую не соблюдаются. «Временной» объем домашних заданий по всем предметам не должен превышать 1,5 астрономических часа во втором-третьем классе, 2 часа в 4-5 классе, 2,5 часа — в 6-8 классе, 3,5 часа — в 9-11 классе. А у первоклашек вообще домашних заданий быть не должно!

«Родители должны знать эти нормы и требовать от школы их выполнения» — рассказали ранее «РГ» в Российской академии образования. — При несоблюдении требований необходимо обращаться к администрации школы за разъяснением, а в случаях нарушений прав детей и их родителей — к учредителю образовательной организации или в органы по контролю и надзору в сфере образования».

Из существующего СанПиН, дословно:

Организация профильного обучения в 10-11-х классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки. Выбору профиля обучения должна предшествовать профориентационная работа.

Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

— для обучающихся 1-х классов не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков за счет урока физической культуры;

— для обучающихся 2-4-х классов — не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;

— для обучающихся 5-6-х классов — не более 6 уроков;

— для обучающихся 7-11-х классов — не более 7 уроков.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Читайте так же:  Увольнение за недоверие к работнику практика

Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов (приложение 3 настоящих санитарных правил).

При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.

Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2-м уроке; 2-4-х классов — 2-3-м уроках; для обучающихся 5-11-х классов на 2-4-м уроках.

В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2-4-м уроках.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»

Учебная нагрузка школьников

Учебный год только начался, а нагрузка у школьников уже будь здоров. Уроки, классные часы, факультативы — это не считая секций и репетиторов! А жить когда, спрашивается?

На самом деле, расписание в школе должно составляться не как попало, а с учетом СанПиН 2.4.2.2821-10 «Требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». В нем указана максимальная нагрузка на учеников, а также даны требования к организации учебного дня.

Семь уроков в день — это максимум

Дополнительные или принудительные?

В теории получается, что даже у самых загруженных старшеклассников в день должно быть не больше 7 уроков, включая дополнительные занятия — ту же подготовку к ЕГЭ и углубленные факультативы по предметам. Но на практике же семь уроков в день уходит только на обязательные предметы, а после них детям предстоит отпахать вторую смену на углубленке.

— Без этого школьную программу не осилить, и так часов на предметы на хватает, — разводят руками учителя.

В итоге дополнительные занятия становятся добровольно-принудительными. И если младшеклассникам ещё повезло — их запихивают на музыку, спорт и рисование, то вот старшим ученикам так просто не отделаться. А не ходить на факультативы себе дороже: бывает так, что педагоги именно во время допзанятий проводят проверочные и самостоятельные, чтобы успеть получше разобрать материал во время основного урока.

«Организация профильного обучения в 10-11-х классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки», напоминает 10.5 пункт СанПиН.

Быстро и эффективно осваивать новый материал, справляясь с растущей нагрузкой поможет образовательная онлайн-платформа Учи.ру!

Ребенок самостоятельно изучает школьные предметы по индивидуальной траектории обучения с подсказками от платформы, а Вы следите за его результатами в режиме онлайн.

Веселые задания в игровой форме нравятся детям и помогают быстрее и эффективнее освоить школьную программу!

Ежедневно доступно 20 бесплатных заданий!

Пятница — облегченный день

Между прочим, по требованиям тех же СанПиН контрольные и проверочные работы можно проводить на 2-4 уроках и не больше одной в день:

«Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших псхихофизиологических затратах организма. Поэтому, в расписании уроков для обучающихся 1-й ступени, основные предметы должны проводиться на 2-3 уроках, а для обучающихся 2-й и 3-й ступеней – на 2-4 уроках».

Какой максимальный объем учебной нагрузки допустим

Составить расписание, которое бы отвечало всем этим требованиям — та ещё задача! Поэтому часто расписание получается несбалансированным: в одни дни уроков и домашних заданий у детей выше крыши, а в другие в школе можно вообще не появляться.

Возьмем первое попавшееся расписание — например, учеников 4 класса одной из обычных московских школ:

Если посчитать предметы по трудности, согласно нормативам СанПиН, то видно, что самый сложный день — это понедельник. Причём, самые сложные предметы сдвинуты на утро, а в середине дня, когда у детей пик работоспособности, стоит физкультура. И наоборот — в среду, когда дети также на пике активности, у них выходит самый легкий день на неделе.

[3]

Посмотрим расписание старшеклассников — пусть, для примера, это будет 10 класс еще одной столичной школы (через «/» обозначены предметы для разных профильных групп).

Все эти требования — обязательные, а не рекомендательные. Понятно, что в школах тоже работают не волшебники, и администрация старается составить оптимальное расписание для всех. Да и сам СанПин, откровенно говоря, устарел, хотя и вышел всего в 2010 году. Например, в нем нет ничего про сложность иностранных языков в начальной школе, многие другие предметы остались за кадром. Кроме того, с тех пор появился новый Федеральный закон об образовании и новые Федеральные госстандарты образования. Как минимум, максимальный объем и трудность предметов стоило бы пересмотреть с их учетом.

Видео (кликните для воспроизведения).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Впрочем, даже в таком виде СанПиН позволяет увидеть, что дети загружены по полной, причем, эта нагрузка неравномерна. А ведь в расписании еще ни слова нет про занятия с репетиторами и на курсах, дополнительные языки и школы искусств. Все это — дополнительные стрессы. И не стоит удивляться, что вместе с аттестатом об окончании школы выпускники получают целый букет болячек — от севшего зрения и сколиоза до неврозов и психических расстройств.

Источники


  1. ред. Кашанина, Т.В.; Кашанин, А.В. Основы права. Хрестоматия; М.: Высшая школа, 2012. — 279 c.

  2. Хазиев, Ш. Н. Вопросы судебной экспертизы в деятельности Европейского Суда по правам человека / Ш.Н. Хазиев. — М.: Компания Спутник +, 2017. — 935 c.

  3. Жан, Мишель Ламбер Маленький судья / Жан Мишель Ламбер. — М.: Прогресс, 2016. — 352 c.
  4. Прессман, Л.П. Кабинет литературы / Л.П. Прессман. — М.: Просвещение; Издание 2-е, доп., 2014. — 144 c.
  5. Панов, А.Б. Административная ответственность юридических лиц. Монография / А.Б. Панов. — М.: Норма, 2016. — 651 c.
В течение учебного дня следует проводить
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here