Взыскание неустойки по муниципальному контракту

Ответы на вопросы по теме: "Взыскание неустойки по муниципальному контракту" с комментариями профессионалов для людей. Актуальность данных на 2020 год можно уточнить у дежурного специалиста.

ВС РФ подтвердил императивность законодательных положений о списании неустойки за нарушения госконтрактов

По смыслу законодательства о госзакупках списание и (или) отсрочка начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика, носит императивный характер и не может быть изменена соглашением сторон (условиями государственного контракта).

Реквизиты судебного акта

Федеральное казенное учреждение «Приволжское окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации»

Суть дела

В декабре 2016 г. Федеральное казенное учреждение «Приволжское окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее — учреждение, заказчик) и ООО «Арапель» (далее — общество, поставщик) заключили государственный контракт на поставку товаров на сумму 980 000 руб.

Пунктом 3.2 контракта урегулирован срок исполнения поставщиком обязательства по поставке всего объема товара — по 16.12.2016 включительно. Согласно п. 2.9 контракта в случае неисполнения (ненадлежащего) исполнения обязательств по контракту со стороны поставщика оплата заказчиком по контракту будет производиться путем выплаты поставщику суммы за поставленный товар, уменьшенной на сумму неустойки (штрафов, пеней), предусмотренной контрактом. Сумма указанной неустойки перечисляется заказчиком в доход федерального бюджета Российской Федерации.

Товар был поставлен 26.12.2016 по товарной накладной от 15.12.2016. Общество 30.12.2016 по электронной почте с последующим направлением оригинала на бумажном носителе направило в адрес учреждения ходатайство о списании неустойки. Однако заказчик неустойку не списал, а оплату по контракту произвел за вычетом суммы неустойки в размере 30 000 руб., что составило 950 000 руб.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с исковым заявлением к учреждению о взыскании неправомерно удержанной суммы неустойки.

Позиция судов

Суды трех инстанций отказали обществу в иске. При этом они приняли во внимание п. 2.9 контракта и исходили из отсутствия у заказчика оснований для списания начисленной неустойки. Суды указали, что общество было ознакомлено с условиями аукционной документации и проектом государственного контракта, в том числе с содержанием п. 2.9 контракта. Согласовав в договоре условие о праве заказчика уменьшить подлежащую выплате сумму за поставленный товар на размер начисленной неустойки за просрочку его поставки, стороны, по мнению судов, таким образом предусмотрели условие о прекращении встречных денежных требований, что не противоречит нормам гражданского законодательства.

При этом суды сослались на письма Минфина России от 02.04.2016 № 02-02-14/24253 и от 30.12.2016 № 09-04-08/80112, в соответствии с которыми в случае, если в контракт включено условие о перечислении заказчиком сумм начисленных неустоек в соответствующий бюджет (для государственных (муниципальных) заказчиков) или о зачете неустойки при оплате контракта (для бюджетных, автономных учреждений, государственных унитарных предприятий), то списание неустойки не осуществляется. Суды отметили, что заказчик представил доказательства перечисления удержанной неустойки в доход федерального бюджета Российской Федерации.

Позиция ВС РФ

ВС РФ отменил акты нижестоящих судов и отправил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При этом он исходил из следующего.

Согласно ч. 7 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) пени начисляются за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.

Действовавшей в период заключения и исполнения контракта нормой ч. 6.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.12.2015 № 390-ФЗ) было предусмотрено, что в 2015 и 2016 гг. в случаях и в порядке, которые определены Правительством РФ, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).

В 2016 г. порядок списания начисленных сумм неустоек устанавливался постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 № 190 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)». Пунктом 1 этого постановления на заказчиков возложена обязанность предоставлять отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществлять списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2016 г. исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств. В силу п. 2 указанного постановления списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) допускается по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, условия которых изменены в 2016 г. в соответствии с ч. 1.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

По смыслу приведенных положений списание (отсрочка) уплаты начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при соблюдении указанных в них условий является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика. При рассмотрении иска заказчика о взыскании штрафных санкций по государственному контракту суд вправе самостоятельно устанавливать наличие оснований для применения мер государственной поддержки. Данный правовой подход изложен в п. 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом ВС РФ 28.06.2017.

Как усматривается из материалов дела, обязательства по поставке товара в рамках спорного контракта исполнены обществом в полном объеме в 2016 г. Ввиду нарушения обществом срока поставки учреждение начислило и удержало неустойку. Размер неустойки составляет менее 5% от цены контракта, о чем общество сообщало учреждению в ходатайстве о списании неустойки, а также в судебных заседаниях.

Учреждение обосновало отказ в списании неустойки условиями контракта о наличии у него права удержать начисленную неустойку из суммы выплаты за поставленный товар с последующим ее перечислением в доход федерального бюджета. Вместе с тем установленное законодателем списание неустойки подлежит применению к отношениям сторон по всем контрактам, заключенным в целях обеспечения государственных (муниципальных) нужд и исполненным в полном объеме в 2016 г., вне зависимости от предусмотренных условий в части порядка оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг). Иное толкование положений законодательства лишало бы участника отношений права на применение предусмотренных мер поддержки и ставило бы его в неравное положение с другими поставщиками (подрядчиками, исполнителями) государственных (муниципальных) контрактов.

Читайте так же:  Военного билета ответственность

Источник: http://www.eg-online.ru/article/399742/

При рассмотрении иска заказчика о взыскании неустойки по госконтракту суд вправе самостоятельно списать начисленную ответчику сумму

Наличие спора относительно неустойки, начисленной в связи с ненадлежащим исполнением государственного контракта, не может трактоваться как условие, препятствующее списанию или предоставлению отсрочки уплаты неустоек, поскольку подобные антикризисные меры были установлены специально для защиты поставщиков по государственным контрактам.

Реквизиты судебного акта

Министерство здравоохранения Московской области

Суть дела

Министерство здравоохранения Московской области (далее — министерство, заказчик) и АО «Р-ФАРМ» (далее — общество, поставщик) заключили контракт на поставку товаров. Согласно условиям контракта, поставщик должен был исполнить обязательства по поставке всего объема товара в течение трех календарных дней с даты заключения контракта. Отдельным пунктом договора было предусмотрено, что в случае просрочки исполнения, а также в иных случаях ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

В полном объеме контракт был исполнен 24.12.2016. Посчитав, что общество нарушило срок исполнения своих обязательств по контракту, министерство направило требование от 13.06.2017 об уплате неустойки, в ответ на которое общество просило произвести списание начисленной неустойки в порядке п. 6.1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ).

Тогда министерство обратилось в арбитражный суд с иском к обществу о взыскании 39 000 руб. пени за нарушение сроков поставки по государственному контракту.

Позиция судов

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства. Решением арбитражного суда, вынесенным в виде резолютивной части, иск удовлетворен частично, с общества в пользу министерства взыскано 35 000 руб. пени, в удовлетворении остальной части иска отказано.

Суд апелляционной инстанции оставил решение без изменения. При этом он отклонил ссылку общества на необходимость списания неустойки в порядке п. 6.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, отметив, что не установил наличие обстоятельств, которые являются основанием для списания 50% неустойки, а именно:

полного исполнения контракта;

факта уплаты 50% неустойки в результате удержания истцом этой суммы при выплате цены договора в 2016 г.;

нахождения размера неустойки в пределах от 5 до 20% цены контракта.

Позиция ВС РФ

ВС РФ отменил акты нижестоящих судов и отправил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При этом он исходил из следующего.

В соответствии со ст. 330 ГК РФ должник обязан уплатить кредитору неустойку в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки.

Действовавшей в период заключения и исполнения контракта нормой ч. 6.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.12.2015 № 390-ФЗ) было предусмотрено, что в 2015 и 2016 гг. в случаях и в порядке, которые определены Правительством РФ, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).

В 2016 г. порядок списания начисленных сумм неустоек устанавливался постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 № 190 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)» (далее — Постановление № 190). Пунктом 1 Постановления № 190 на заказчиков возложена обязанность предоставлять отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществлять списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2016 г. исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.

В силу п. 2 Постановления № 190 списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней), указанных в п. 1, допускалось по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, условия которых изменены в 2016 г. в соответствии с ч. 1.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) должно было осуществляться заказчиком в следующем порядке:

если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта, заказчик осуществляет списание неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней);

если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 5% цены контракта, но составляет не более 20% цены контракта, заказчик либо предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года, либо осуществляет списание 50% неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) при условии уплаты 50% неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года;

если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 20% цены контракта, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года.

При этом заказчик уведомляет в письменной форме поставщика (подрядчика, исполнителя) о предоставлении отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществлении списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).

Постановление № 190 было подготовлено во исполнение плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности, а предоставление отсрочки уплаты неустойки и (или) осуществление ее списания являлось антикризисной мерой, направленной на снижение финансовой нагрузки на поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственных (муниципальных) контрактов. По смыслу названного правового акта списание, отсрочка уплаты начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при соблюдении указанных в них условий является не правом, а обязанностью государственного (муниципального) заказчика.

Как подчеркнул ВС РФ, наличие спора относительно начисленной неустойки не может трактоваться как условие, препятствующее списанию или предоставлению отсрочки уплаты неустоек, поскольку подобные антикризисные меры были установлены специально для защиты поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по государственным контрактам. При рассмотрении иска заказчика о взыскании штрафных санкций по государственному контракту суд вправе самостоятельно устанавливать наличие оснований для применения мер государственной поддержки. Как усматривается из материалов дела, размер истребуемой неустойки составляет менее 5% от цены контракта, о чем общество сообщало в ответе на требование об уплате неустойки и в апелляционной жалобе. А значит, вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии обстоятельств, которые являются основанием для списания 50% неустойки, противоречит фактическим обстоятельствам дела.


Источник: http://www.eg-online.ru/article/384597/

Инструкция по взысканию неустойки по госконтракту

Неустойка по 44-ФЗ — это взыскание за неисполненные или выполненные ненадлежащим образом обязательства по государственному контракту.

Что такое неустойка

Сторонам надлежит исполнять все условия, предписанные договорными отношениями. Исполнителю — вовремя поставить товар, выполнить работу или оказать услугу, а заказчик обязан рассчитаться с ним в установленный срок. Если заказчик и поставщик не выполняют подписанные договоренности — это просрочка исполнения обязательств по контракту 44-ФЗ, что обязывает виновника выплатить пострадавшей стороне денежную компенсацию.

Читайте так же:  Рефинансирование ипотечного кредита физическому лицу

Порядок взысканий регулируется на законодательном уровне. Все взаиморасчеты заказчиков и поставщиков по штрафным санкциям регламентированы Постановлением Правительства № 1042 от 30.08.2017 (в редакции ПП № 1011 от 02.08.2019). В Федеральной контрактной системе правила по неустойке закреплены в ст. 34 44-ФЗ.

Величину и порядок расчетов штрафных санкций надлежит закреплять в государственном контракте (ч. 4 ст. 34 44-ФЗ). Если договорными отношениями не предусмотрены взыскания, но одна из сторон ненадлежащим образом исполнила обязательства, пеня по госконтракту 44-ФЗ все равно последует. Этим реализуется ответственность поставщика и заказчика на практике. Величина выплат определяется итоговой стоимостью товаров, работ или услуг (ст. 322 ГК РФ). В самом госконтракте разрешается не расписывать правила расчета — составителю достаточно сослаться на ПП № 1042. Если стороны подробно представляют порядок начисления и уплаты штрафных санкций, это не является нарушением.

Федеральная антимонопольная служба рекомендует включать в контракт блок о взысканиях и способах их расчета. Этот параграф продемонстрирует поставщику уровень ответственности, который последует в случае неисполнения им оговоренных обязательств. Здесь же описывается и ответственность заказчика за просрочку оплаты по 44-ФЗ — права и обязанности обеих сторон являются равноценными.

Как рассчитать

Правила расчета неустойки едины. Взыскание осуществляется за каждый день просроченных обязательств. Исчисление пени по 44-ФЗ за просрочку контракта проводится по формуле:

  • П — пеня;
  • ЦК — цена госконтракта;
  • Д — итоговое количество дней просрочки.

Ключевая ставка Центрального банка России определяется на дату уплаты неустойки. Обязательства считаются просроченными на следующий день после срока исполнения, прописанного в контракте.

Виновная сторона — это не всегда поставщик. Заказчики периодически нарушают условие о своевременности оплаты за поставленные товары, выполненные работы или оказанные услуги. Вот как рассчитывается пеня по 44-ФЗ за просроченное исполнение контракта у обеих сторон. Для заказчика неустойка взыскивается за все дни просроченной оплаты. Пеня начисляется со следующего дня после окончания срока, отведенного на взаиморасчеты. Считают по формуле:

Для поставщика другие правила расчета неустойки. Если он ненадлежащим образом исполнил обязательства, ему вменяется штраф — фиксированная сумма, которая устанавливается договором. Пеня исчисляется за просрочку выполнения обязанностей. Расчет пени для поставщика ведется по тем же принципам и по той же формуле, что и для заказчика.

Исчисленная величина не может превышать цену контракта. Штрафы всегда фиксированы и оговариваются в тексте договора. Вот за что поставщики выплачивают неустойку:

  • ненадлежащее исполнение обязанностей по госконтракту (фиксированные размеры установлены в п. 3 Правил ПП РФ № 1042);
  • несоблюдение договорных условий (величина взыскания определена п. 4 Правил ПП РФ № 1042);
  • недобросовестное выполнение условий контракта поставщиком — победителем закупки с наивысшей ценой (взыскание налагается на материально ответственных лиц по п. 5 Правил ПП РФ № 1042);
  • нарушения при исполнении обязательств, не имеющих стоимостного выражения (п. 6 Правил ПП РФ № 1042);
  • ненадлежащее выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту (фиксированная неустойка в размере 5% от стоимости подрядных работ — п. 7 Правил ПП РФ № 1042).

Как взыскать неустойку

Для обеих сторон действует пошаговая инструкция взыскания неустойки:

Шаг 1. Обозначить факт нарушения.

Шаг 2. Определить виновных лиц.

Шаг 3. Выявить степень нарушения и уровень ответственности.

Шаг 4. Если виновной стороной является заказчик (просрочена оплата), то рассчитать неустойку по формуле:

Если виноват поставщик, то определить характер нарушений. Если нарушены условия выполнения контракта, то рассчитать штраф (устанавливается фиксированной суммой и закрепляется в тексте договора). Если просрочены контрактные обязательства, то начислить и взыскать неустойку. Формула для расчета:

Как компенсировать упущенную выгоду

Стороны вправе взыскать упущенную выгоду (п. 2 ст. 15 ГК РФ). Для заказчика инструментом взыскания является не только неустойка за просрочку исполнения обязательств по договору, но и обеспечение контракта. Поставщик предоставляет обеспечение госконтракта при его заключении. Чаще всего обеспечением выступает банковская гарантия, равная авансовому платежу по госконтракту. Взыскивать упущенную выгоду через гарантию допускается только на основании судебного решения. Если в контракте прописано условие об использовании гарантийных обязательств в качестве компенсации недобросовестного поведения исполнителя, то решение суда организации-заказчику не потребуется.

Неустойку за причиненный ущерб взыскивают и исполнители. Если участник закупки подал заявку, которая удовлетворяет потребности заказчика по всем критериям, и такое предложение по показателям должно становиться победителем, но его незаконно отклоняют, то пострадавшей стороне надлежит обратиться в ФАС и судебные органы для компенсации убытков, возникших из-за такого отказа.

Еще одно основание — взыскание неустойки из-за сокращения лимитов бюджетных обязательств. В таком случае возможны два варианта:

  • пролонгация сроков исполнения в связи с сокращением финансирования;
  • изменение других существенных условий госконтракта.

Допускается и взыскание компенсации, соразмерной выгоде поставщика, упущенной из-за сдвига сроков выполнения работ.

Источник: http://gozakaz.ru/instruktsiya-po-vzyskaniyu-neustoyki-po-goskontraktu/

Как взыскать неустойку по контракту

Неустойка по контракту по 44 ФЗ

Штрафные санкции по 44 ФЗ — это законодательно определенная и установленная в госконтракте сумма, которую участники закупки обязаны перечислить на счета друг друга, если сторонами будут не полностью или недобросовестно исполнены существенные условия заключенного договора. При этом виновная сторона должна выплатить штраф, даже если это условие не было прописано в госконтракте. Размер такой выплаты является фиксированным и зависит от стоимости ТРУ (ст. 332 ГК РФ).

Постановление о штрафах и неустойках 44 ФЗ — Постановление Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017. Оно регламентирует порядок наложения штрафных санкций и закрепляет их размеры.

Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения сторонами своих обязательств по госконтракту в размере 1/300 (минимальный предел) от ставки рефинансирования ЦБ РФ, установленной на день уплаты санкций.

Действующим законодательством предусмотрена неустойка по 44 ФЗ (статья 34 44-ФЗ). На основании ч. 4 ст. 34 в контракт необходимо включать условие о возникновении ответственности как для поставщика, так и для заказчика в том случае, если стороны не исполнили либо исполнили ненадлежащим образом свои договорные обязательства. В госконтракт можно внести ссылку на правила определения размера санкций (ПП РФ № 1042 от 30.08.2017) или же подробно описать все случаи, по которым возможно наложение штрафа. По рекомендации ФАС организации-заказчику надлежит подробно перечислить такие ситуации в отдельном параграфе госконтракта во избежание уклонения от ответственности со стороны поставщика, нарушившего свои обязательства.

В соответствии с действующим законодательством, оплату штрафных санкций за просрочку, ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательств по госконтракту можно избежать, если у организации существуют неопровержимые свидетельства и доказательства того, что договорные условия не были исполнены из-за действия непреодолимой силы либо по вине третьей стороны (ч. 9 ст. 34 44-ФЗ). Во всех остальных случаях компенсация образовавшихся нарушений должна быть осуществлена в обязательном порядке.

Читайте так же:  Курсовая разница облагается ндс или нет

Расчет неустойки для заказчика

Если заказчик нарушил сроки оплаты по госконтракту на поставку ТРУ, то он обязан выплатить пени в размере 1/300 ставки рефинансирования (ключевой) от невыплаченной суммы (ч. 5 ст. 34 44-ФЗ). Начало отсчета просрочки наступает в день, следующий за предельным сроком исполнения договорных условий. Расчет для организации-заказчика производится по следующей формуле:

Расчет неустойки для поставщика

Видео (кликните для воспроизведения).

В соответствии с ПП РФ № 1042 от 30.08.2017, действует новый регламент определения штрафных санкций для поставщика. Штрафы для исполнителя за ненадлежащее исполнение контрактных положений устанавливаются в виде фиксированной суммы. А пени за просрочку осуществления поставщиком своих обязательств по договору начисляются за каждый день просрочки, начиная с момента, следующего за днем образования такой просрочки, в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на дату перечисления пени.

Начисленная неустойка не может быть больше ЦК, а ее фиксированный размер определяется в зависимости от различных ситуаций:

  • за ненадлежащее исполнение поставщиком действий, определенных контрактом, ему вменяется штраф фиксированного размера в соответствии с п. 3 Правил (ПП РФ № 1042);
  • за недобросовестное выполнение условий поставщиком, с которым заключен контракт, ему назначается фиксированный штраф в размере, установленном п. 4 Правил;
  • за недобросовестное выполнение договорных условий поставщиком, который победил в закупке, предложив наивысшую цену, виновное лицо привлекается к материальной ответственности согласно п. 5 Правил;
  • за ненадлежащую реализацию своих обязательств по контракту, который не имеет стоимостного выражения, поставщик обязан выплатить штраф в размере, установленном п. 6 Правил.

На основании ст. 313 ГК РФ может быть установлено, что при неисполнении или ненадлежащем исполнении подрядчиком своих обязательств перечисление неустойки в бюджет по 44-ФЗ может быть возложено на организацию-заказчика (Письмо Минфина РФ № 09-04-08/80112 от 30.12.2016). При возникновении подобной ситуации заказчик имеет право перечислить исполнителю оплату по контракту, удержав величину штрафных санкций, то есть за вычетом уплаченной ранее получателем средств неустойки в бюджетную систему РФ. В платежном поручении ПБС-заказчик должен указать поставщика, за которого он производит оплату штрафов.

Можно ли взыскать упущенную выгоду

Обеспечение исполнения контракта — это денежные средства, которые поставщик предоставляет в качестве гарантии реализации возложенных на него обязательств. Зачастую в качестве такого обеспечения предлагается банковская гарантия, выданная банком на величину авансового платежа по контракту. Взыскание неустойки по банковской гарантии 44-ФЗ возможно только по решению суда. Организация-заказчик имеет право установить в договоре условие о том, что банковская гарантия может использоваться как источник средств для покрытия задолженности по штрафным санкциям. Если же в договорной документации такой пункт отсутствует, то банковская гарантия не может быть использована до момента принятия судебного решения.

Если заявка участника торгов, который по всем критериям выполнял условия ЗД и становился победителем закупки, незаконно отклонена, то при положительном решении уполномоченных органов (ФАС, суды) исполнитель может взыскать с заказчика сумму упущенной выгоды. Главное условие для возмещения убытков — наличие официально вынесенного решения, в котором подтверждается факт нарушения прав исполнителя со стороны организации-заказчика и наличие причинно-следственной связи между отказом и понесенными убытками, а также размер непосредственных убытков (Постановление Конституционного Суда РФ № 25-П от 12.10.2015, п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 23.06.2015).

Исполнитель также может потребовать возмещение убытков при уменьшении заказчику ПБС лимитов бюджетных обязательств. Если финансирование по договору снижено, то стороны должны подписать соглашение об изменении сроков выполнения работ и, при необходимости, других существенных обуславливающих параграфов договора. При этом подрядчик имеет право потребовать от организации-заказчика возмещения упущенной выгоды, образовавшейся в связи со сдвигом сроков работ.

Источник: http://goscontract.info/kontrakt/kak-vzyskat-neustoyku-po-kontraktu

Чем регулируется ответственность сторон за неисполнение контракта по 44-ФЗ, и какие виды наказаний предусмотрены законом?

После выбора исполнителя закупки стороны подписывают контракт, условия которого вкупе с положениями закона 44-ФЗ накладывают ряд обязательств на исполнителя и заказчика.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург
  • Права и обязательства заказчика и исполнителя

    Вне зависимости от предмета закупки исполнитель обязан:

    • информировать заказчика о процессе исполнения контракта на любой стадии;
    • соблюдать сроки исполнения обязательств;
    • соблюдать требования заказчика и отраслевых нормативов к качеству поставляемого товара, оказываемой услуги или выполняемой работы.

    При этом исполнитель может расторгнуть госконтракт, если заказчик необоснованно занизил цену контракта после его подписания или систематически пропускал промежуточные платежи в пользу исполнителя. Также исполнитель вправе привлекать независимых экспертов для оценки качества товара или услуги, если считает претензии заказчика необоснованными, и требовать выплаты пеней за просрочку выплаты по контракту.

    Заказчик при этом обязуется:

    • соблюдать сроки публикации закупочной документации в ЕИС;
    • проводить экспертизу поставленного товара или услуги и составлять акт приемки;
    • оплачивать работу исполнителя и своевременно возвращать сумму обеспечения закупки.

    Важно учесть, что заказчик имеет право принять товары, услуги или работы ненадлежащего качества, не взыскивая с исполнителя неустойку, если такое принятие не нанесет ущерб государству или обществу.

    Правовое регулирование

    Ответственность сторон по госконтракту регулируется:

    • законом 44-ФЗ;
    • Постановлением Правительства № 1042;
    • Административным кодексом;
    • Гражданским кодексом.

    Ст. 34 закона 44-ФЗ определяет меры гражданской ответственности сторон и порядок расчета пени за просрочку исполнения условий контракта, Постановление № 1042 устанавливает правила расчета штрафа за низкое качество предоставленных товаров или услуг, а КоАП определяет наказания для сторон за нарушение закона 44-ФЗ при исполнении госконтракта.

    Типичные нарушения и взыскания

    Исполнитель госконтракта чаще всего допускает два вида нарушений:

    • просрочка исполнения условий контракта;
    • поставка товаров или оказание услуг низкого качества.

    При нарушении сроков исполнения контракта исполнителем заказчик взыскивает пени, а за ненадлежащее качество исполнения обязательств исполнитель выплачивает штраф. Кроме того, заказчик вправе взыскать с исполнителя убытки, понесенные из-за нарушения условий контракта.

    Если нарушение условий исполнения контракта принесло вред обществу или государству (например, когда исполнитель нарушил сроки ремонта городских коммуникаций), то ответственные за нарушение должностные лица исполнителя подвергаются административному штрафу в размере от 5 до 15 процентов от стоимости неисполненных обязательств, но не менее 30000 рублей. При этом организация исполнителя выплачивает штраф в размере 100-300% от цены контракта, но не менее 300000 рублей (ч. 7 ст. 7.32 КоАП).

    Заказчики допускают следующие нарушения:

    • нарушение сроков оплаты исполненных обязательств по госконтракту;
    • незаконное расторжение контракта в одностороннем порядке;
    • нарушение порядка приемки товара.

    Если заказчик не составил акт приемки, то он подвергается штрафу в размере 20000 рублей, а если принял некачественный товар, что привело к растрате бюджетных средств, то сумма штрафа составит от 20000 до 50000 рублей.

    Читайте так же:  Внесение изменений в положение по 223 фз

    Расчет неустойки по 44-ФЗ

    Пени, выплачиваемые заказчиком при просрочке оплаты и исполнителем при просрочке исполнения обязательств, составляют 1/300 ключевой ставки ЦБ от цены контракта за каждый день просрочки. Размер ключевой ставки с 2018 года равен 7,75.

    Например, цена контракта на ремонт здания МУПа составляет 1000000 рублей, подрядчик отремонтировал 75% здания в срок, а остальную часть – с опозданием на неделю. Размер пени составит:

    (100% – 75%) * 1000000 * (7 дней) * (1/300 * 7,75%) = 452 рубля.

    Штраф за некачественно выполненные обязательства зависит от цены контракта и составляет:

    • 3% цены контракта, если она не превышает трех миллионов рублей;
    • 2% – если цена контракта от 3 до 10 миллионов рублей;
    • 1% – если цена выше 10 миллионов рублей.

    Если победителем закупочной процедуры является лицо, предложившее самую высокую цену за право заключения госконтракта, то штраф составит:

    • 10% – при цене контракта до 3 миллионов рублей;
    • 5% – при цене контракта от 3 до 50 миллионов рублей;
    • 1% – при цене контракта более 50 миллионов рублей.

    Штраф может взыскиваться в твердой сумме, если некачественно выполненные условия контракта не имеют материального выражения. Сумма штрафа в таком случае составит:

    • 1000 рублей – если цена контракта меньше 3 миллионов рублей;
    • 5000 – при цене от 3 до 50 миллионов рублей;
    • 10000 – при цене от 50 до 100 миллионов рублей;
    • 100000 – при цене свыше 100 миллионов рублей.

    Размер убытков, причиненных заказчику из-за просрочки или некачественного исполнения госконтракта, определяется арбитражным судом на основе данных, представленных проверяющими товары или услуги экспертами.

    Как избежать взыскания

    Решение о присуждении пени или штрафа принимается арбитражным судом, в ходе которого устанавливаются виновные в нарушении контракта и обстоятельства нарушения.

    Согласно ч. 9 ст. 34 закона 44-ФЗ, нарушившая контракт сторона освобождается от выплаты неустоек в пользу контрагента, если сможет доказать, что нарушение условий контракта было допущено по причине:

    • действия непреодолимой силы (например, стихийного бедствия);
    • противоправных действий контрагента.

    В качестве доказательств невиновности в нарушении госконтракта исполнитель может предоставить копии отказов заказчика в проведении независимой экспертизы товара или услуги, показания свидетелей о предоставлении услуги заказчику в срок и отказе составлять акт приемки и т. д.

    Источник: http://zakonguru.com/goszakupki/44/otvetstvennost-za-neispolnenie.html

    Как оплатить неустойку по 44-ФЗ

    Как проверить рассчитанную неустойку и возместить убытки

    Для начала стоит отметить, что выплата неустойки (ст. 394 ГК РФ) отделена от возмещения убытков. В законе или договоре эти понятия могут соотноситься следующим образом:

    1. Есть неустойка, убытки не оплачивают.
    2. Возмещают убытки и оплачивают неустойку.
    3. Кредитор может выбрать, что оплачивать: убытки или неустойку.

    № 44-ФЗ под неустойкой понимает штрафы и пени. Ст. 34 разрешает как заказчику, так и поставщику требовать у другой стороны компенсацию при срыве сроков исполнения либо неисполнения обязательств по договору. Условие о неустойке, а также порядок ее уплаты включают среди обязательств в текст государственного контракта.

    Важно знать, что уплата неустойки в виде пени проиходит только за невыполненные вовремя обязательства за каждый день просрочки. Счет дней начинают вести после истечения крайнего срока, установленного в контракте. Цена одного такого дня составляет 1/300 ключевой ЦБ РФ, актуальной на момент оплаты (ч. 10 Правил, утв. ПП РФ № 1042 от 30.08.2017).

    Размер этой неустойки для заказчиков рассчитывают относительно не выплаченной ими в срок суммы поставщикам. Последние же за отправную точку принимают день, когда их обязательства стали просроченными. Расчет неустойки в этом случае ведут исходя из суммы контракта, уменьшенной на стоимость своевременно выполненных обязательств.

    Взыскание неустойки в форме штрафа для обеих сторон происходит за полное неисполнение или ненадлежащее исполнение условий сделки. Эти суммы зафиксированы в ПП № 1042 от 30.08.2017. Рассчитывают их как процент от определенной цены контракта либо его отдельного этапа.

    Плата за неустойку не взимается, если сторона докажет, что нарушение условий контракта произошло вследствие форс-мажора (ч. 9 ст. 34).

    В отношении банковской гарантии № 44-ФЗ в п. 3 ч. 2 ст. 45 требует, чтобы такой документ включал обязанность банка-гаранта перечислить заказчику в качестве пени 0,1 % от суммы, которая должна быть выплачена поставщиком. Такая неустойка начисляется ежедневно после истечения установленных договором сроков.

    Нормы, определяющие источники, из которых производится уплата неустойки ГК РФ или 44-ФЗ, в законодательстве отсутствуют. Поэтому можно сделать вывод, что заказчик и поставщик имеют возможность оформить соглашение о том, откуда будет удерживаться штраф или пеня (обеспечение, отдельная сумма, уменьшение платежей), чтобы оплата контракта за вычетом неустойки была произведена правильно.

    Как оплатить неустойку и подтвердить это

    В случае обнаружения нарушений заказчик должен задокументировать этот факт и направить требование поставщику об уплате конкретного штрафа или пени (ч. 5 и 6 ст. 34 № 44-ФЗ).

    В свою очередь исполнитель, получив претензию, совершает следующие действия:

    1. Проверяет сумму неустойки, рассчитанную покупателем.
    2. Оформляет платежное поручение, где указывает сумму и соответствующее назначение платежа.
    3. Перечисляет деньги на расчетный счет заказчика, указанный в договоре.
    4. Удостоверяется в получении средств кредитором.

    Если при проверке размера неустойки поставщик обнаружил неточности, то он должен письменно известить об этом заказчика с подробным описанием своих возражений. Также стороны смогут избавить друг друга от возникновения сложностей в данном вопросе, заранее прописав в договоре подобный порядок. Таким образом, оплата по контракту за вычетом неустойки подтверждается документом с фактом нарушения и расчетом санкций, а также платежным поручением об оплате неустойки.

    Подобные споры можно решить и в суде, но добровольная оплата неустойки поможет сохранить время и деньги обеим сторонам.

    Возможные последствия

    Наличие санкций по государственным сделкам у поставщика влечет не только дополнительных расходы с его стороны, но и портит его добросовестность.

    Так, в ч. 3 ст. 37 № 44-ФЗ установлено, что это качество подтверждается сведениями из реестра контрактов. Добросовестным будет считаться поставщик, исполнивший договоры без начисления неустойки.

    Поэтому при будущих сделках заказчики смогут оценить ответственность исполнителя еще до начала работы с ним.

    ГК РФ Статья 330. Понятие неустойки

    (Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)

    1. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

    Читайте так же:  Отчество в электронном билете на самолет

    2. Кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.

    Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 (ред. от 07.02.2017) «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств»

    60. На случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности при просрочке исполнения, законом или договором может быть предусмотрена обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму (неустойку), размер которой может быть установлен в твердой сумме — штраф или в виде периодически начисляемого платежа — пени (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).

    Согласно пункту 1 статьи 394 ГК РФ, если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлена неустойка, то убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой (зачетная неустойка). Законом или договором могут быть предусмотрены случаи, когда допускается взыскание только неустойки, но не убытков (исключительная неустойка), или когда убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки (штрафная неустойка), или когда по выбору кредитора могут быть взысканы либо неустойка, либо убытки (альтернативная неустойка).

    Если в качестве неустойки в соглашении сторон названо иное имущество, определяемое родовыми признаками, то, учитывая, что в силу положений статьи 329 ГК РФ перечень способов обеспечения исполнения обязательств не является исчерпывающим, к подобному способу обеспечения обязательств применяются правила статей 329 — 333 ГК РФ (пункт 1 статьи 6 ГК РФ).

    61. Если размер неустойки установлен законом, то в силу пункта 2 статьи 332 ГК РФ он не может быть по заранее заключенному соглашению сторон уменьшен, но может быть увеличен, если такое увеличение законом не запрещено. Например, не допускается увеличение размера неустоек, установленных частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации за несвоевременное и/или неполное внесение лицами платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

    62. В случае нарушения основного обязательства обязательство по уплате законной неустойки может быть прекращено предоставлением отступного (статья 409 ГК РФ), новацией (статья 414 ГК РФ) или прощением долга (статья 415 ГК РФ), содержащихся в том числе в мировом соглашении.

    63. Соглашение о неустойке должно быть заключено в письменной форме по правилам, установленным пунктами 2, 3 статьи 434 ГК РФ, независимо от формы основного обязательства (статья 331 ГК РФ).

    Несоблюдение письменной формы такого соглашения влечет его ничтожность (пункт 2 статьи 162, статья 331, пункт 2 статьи 168 ГК РФ).

    64. Недействительность соглашения, из которого возникло основное обязательство, по общему правилу, влечет недействительность соглашений о мерах гражданско-правовой ответственности за нарушение этого обязательства, в том числе о неустойке.

    Соглашением сторон может быть предусмотрена неустойка на случай неисполнения обязанности по возврату имущества, полученного по недействительной сделке. Недействительность или незаключенность договора, в связи с которым заключено соглашение о такой неустойке, в том числе когда оно включено в договор в виде условия (оговорки), по смыслу пункта 3 статьи 329 ГК РФ, сама по себе не влечет недействительности или незаключенности условия о неустойке.

    При этом отдельное соглашение или включенное в текст договора условие о неустойке на случай неисполнения обязанности по возврату имущества, полученного по недействительной сделке, может быть признано недействительным по самостоятельному основанию (статьи 168 — 179 ГК РФ). В таком случае указанное соглашение не влечет последствий, на которые оно было направлено.

    65. По смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Законом или договором может быть установлен более короткий срок для начисления неустойки, либо ее сумма может быть ограниченна (например, пункт 6 статьи 16.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО).

    Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.

    Расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, — иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (часть 1 статьи 7, статья 8, пункт 16 части 1 статьи 64 и часть 2 статьи 70 Закона об исполнительном производстве). В случае неясности судебный пристав-исполнитель, иные лица, исполняющие судебный акт, вправе обратиться в суд за разъяснением его исполнения, в том числе по вопросу о том, какая именно сумма подлежит взысканию с должника (статья 202 ГПК РФ, статья 179 АПК РФ).

    При этом день фактического исполнения нарушенного обязательства, в частности, день уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета неустойки.

    66. По общему правилу, если при расторжении договора основное обязательство прекращается, неустойка начисляется до момента прекращения этого обязательства (пункт 4 статьи 329 ГК РФ). Например, отказ продавца от договора купли-продажи транспортного средства, проданного в рассрочку, прекращает обязательство покупателя по оплате товара и, соответственно, освобождает его от дальнейшего начисления неустойки за просрочку оплаты товара (пункт 2 статьи 489 ГК РФ).

    Если при расторжении договора основное обязательство не прекращается, например, при передаче имущества в аренду, ссуду, заем и кредит, и сохраняется обязанность должника по возврату полученного имущества кредитору и по внесению соответствующей платы за пользование имуществом, то взысканию подлежат не только установленные договором платежи за пользование имуществом, но и неустойка за просрочку их уплаты (статья 622, статья 689, пункт 1 статьи 811 ГК РФ).

    Равным образом, в случае отказа потребителя от исполнения договора купли-продажи ввиду обнаружения недостатков в переданном по договору товаре обязательство продавца по уплате неустойки сохраняется до момента возврата продавцом уплаченной за товар суммы (статья 22, пункт 1 статьи 23 Закона о защите прав потребителей).

    67. Если договором установлена неустойка за неисполнение обязанностей, связанных с последствиями прекращения основного обязательства, то условие о неустойке сохраняет силу и после прекращения основного обязательства, возникшего на основании этого договора (пункт 3 статьи 329 ГК РФ).

    68. Окончание срока действия договора не влечет прекращение всех обязательств по договору, в частности обязанностей сторон уплачивать неустойку за нарушение обязательств, если иное не предусмотрено законом или договором (пункты 3, 4 статьи 425 ГК РФ).

    Видео (кликните для воспроизведения).

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


    УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

    8 800 350 84 37

    Источник: http://goscontract.info/kontrakt/kak-oplatit-neustoyku-po-44-fz

    Взыскание неустойки по муниципальному контракту
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here