Замещение должности высшего должностного лица

Ответы на вопросы по теме: "Замещение должности высшего должностного лица" с комментариями профессионалов для людей. Актуальность данных на 2020 год можно уточнить у дежурного специалиста.

научная статья по теме К ВОПРОСУ О ПОРЯДКЕ ЗАМЕЩЕНИЯ ДОЛЖНОСТИ ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государство и право. Юридические науки

Цена:

Авторы работы:

БЕДЖАНОВА ТАТЬЯНА ЕФИМОВНА

РАМАЗАНОВ МАГДИ МУСАЕВИЧ

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «К ВОПРОСУ О ПОРЯДКЕ ЗАМЕЩЕНИЯ ДОЛЖНОСТИ ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

К ВОПРОСУ О ПОРЯДКЕ ЗАМЕЩЕНИЯ ДОЛЖНОСТИ ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА

СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Татьяна Ефимовна БЕДЖАНОВА, Магди Мусаевич РАМАЗАНОВ,

доцент кафедры конституционного магистрант юридического факультета

и муниципального права Дагестанского государственного университета

юридического факультета Дагестанского E-mail: [email protected]

государственного университета, кандидат исторических наук

Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право;

конституционный судебный процесс; муниципальное право

Аннотация. В статье проведено исследование порядка замещения должности высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа исполнительной власти) субъекта Российской Федерации, на основании этого выделены этапы законодательного регулирования данного вопроса.

Ключевые слова: Конституция РФ, высшее должностное лицо субъекта РФ, замещение должности главы субъекта, прямые выборы, наделение полномочиями.

Annotation. This article about a study of substitution positions higher official (head of supreme executive body) of the Russian Federation, and on this basis are highlighted stages of legislative regulation issue replacement as head of the subject of the Russian Federation.

Key words: Constitution of the Russian Federation, a senior official of the RF subject, vacancy head of the subject, direct elections, empowerment.

Вопрос о способе замещения должности главы субъекта Российской Федерации относится к числу наиболее обсуждаемых как в научной, так и в политико-практической сфере. Это вполне объяснимо, так как в нем находят свое концентрированное отражение пересекающиеся конституционно-правовые элементы государственного и организационно-властного характера, в основе которых лежит сложное политико-юридическое содержание.

Порядок замещения должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации на законодательном уровне прошел несколько этапов:

1. С 1995 г. по 2004 г. высшее должностное лицо выбиралось путем прямых выборов населением субъекта РФ (за исключением некоторых субъектов РФ, например, в Республике Дагестан (далее — РД) действовал Государственный Совет Республики Дагестан — коллективный исполнительный орган, формируемый Конституционным Собранием РД [1]).

2. С 2004 г. по 2012 г. осуществлялось наделение полномочиями высшего должностного лица по представлению Президента РФ законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ.

3. С 2012 г. порядок замещения должности высшего должностного лица решался самим субъектом РФ (действовало два варианта: практика наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ и прямые выборы населением).

4. С 2013 г. высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избиралось гражданами Российской Федерации, проживающими на территории данного субъекта Российской Федерации и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

ЗАКОН И ПРАВО 05-2014

После принятия Конституции 1993 г. и до 2014 г. порядок замещения должности высшего должностного лица субъекта РФ неоднократно менялся.

На первом этапе порядок избрания главы субъекта РФ был закреплен в 1999 г. в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта РФ». Закон устанавливал следующий порядок: глава субъекта избирается гражданами РФ, проживающими на территории субъекта, на основе принципов всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Для выдвижения кандидатуры на должность главы субъекта необходимо было иметь гражданство РФ и обладать пассивным избирательным правом.

Процедура прямых выборов глав субъектов вполне соответствовала позиции Конституционного Суда РФ, отметившего в постановлении от 18 января 1996 г., что при избрании губернатора законодательным органом субъекта РФ этот законодательный орган превращается в своеобразную избирательную коллегию, решение которой подменяет прямое волеизъявление избирателей, что не соответствует Конституции РФ и действующему законодательству.

Суд постановил, что избранный в таком порядке глава субъекта Федерации не может считаться легитимным независимым представителем исполнительной власти, поскольку ни законодательная, ни исполнительная власть не вправе определять одна для другой ее представителя [2].

Эта система прямых выборов высшего должностного лица субъекта Российской федерации продержалась до 2004 г.

В 2004 г. в законодательство были внесены изменения. Они были продиктованы объективными обстоятельствами, связанными с серией террористических актов, имевших место в стране, и принимались с учетом террористической угрозы и необходимости укрепления безопасности Российского государства.

В новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в ст. 18 закреплялся новый порядок замещения должности высшего должностного лица

субъекта РФ. Наделение полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) осуществляется по представлению Президента РФ законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Вновь установленную процедуру замещения должности главы субъекта Федерации нельзя было назвать даже косвенными выборами, поскольку региональному парламенту предлагалась единственная кандидатура, не имевшая альтернативы. Поэтому закон правомерно избегал названия «выборы», хотя формула «наделение полномочиями» выглядела нелепой, поскольку полномочиями в собственном смысле высшее должностное лицо субъекта Федерации наделяется законом.

Читайте так же:  Может ли нерезидент открыть ип в россии

Многие ученые-конституционалисты новую модель замещения должности главы субъекта Российской Федерации окрестили назначением, осуществляемым федеральным Президентом. В этом не было большого преувеличения, поскольку Президенту давалось право распускать законодательный орган субъекта РФ при двукратном отклонении представленной ему кандидатуры. Это, безусловно, лишало региональный парламент реального выбора [3, с. 42—44].

В 2011 г. вопрос о замещении должности высшего должностного лица субъекта РФ вновь стал актуальным. Решение о переходе к новому способу замещения должности главы субъекта Российской Федерации — путем избрания населением на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании — было принято в порядке реализации курса на комплексное реформирование российской политической системы, объявленного в Послании Президента Федеральному Собранию от 22 декабря 2011 г. [4, с. 140—156] и направленного на решение взаимообусловленных вопросов демократизации и децентрализации власти с передачей основных социально-экономических функций на наиболее приближенный к населению уровень власти.

Иными словами, ставилась задача приблизить к населению высшее должностное лицо субъекта.

Конституционный Суд РФ вновь выразил свое мнение относительно данных нововведений.

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2014

Суть правовой позиции Конституционного Суда РФ состояла в следующем: конкретные способы замещения должности главы субъекта Российской Федерации не обязательно должны совпадать с теми, которые применяются в отношении соответствующих (сходных с ними) федеральных органов государственной власти, а также федеральный законодатель не связан необходимостью ограничиваться воспроизведением правил, действующих в рамках процедур, применяемых при формировании на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании законодательных (представительных) и иных органов публичной власти [4, с. 140—156].

Но и эта система замещения должности высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) просуществовала недолго.

2 мая 2012 г. в указанный Закон вносят изменения, которые фактически возвращают способ избрания руководителя субъекта Федерации, правда, с некоторыми изменениями. Теперь, кроме соблюдения условий, содержащихся в редакции закона от 1999 г., необходимо было также получить поддержку депутатов представительных органов муниципальных образований. При этом кандидат-самовыдвиженец должен собрать необходимое количество подписей граждан.

Комментируя данные изменения, следует отметить, что ставилась задача выявить, есть ли поддержка кандидатов со стороны избирателей и органов местного самоуправления. Это вполне соответствует тенденции демократизации выборов.

После прохождения данных процедур кандидат мог участвовать в выборах, где его должны избрать граждане субъекта Федерации на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Таким образом, в законодательстве Российской Федерации порядок замещения должности главы субъекта менялся в связи с необходимостью укрепления российской государственности и национальной безопасности. Более жестким он

был в период с 2004 по 2012 г., что было обусловлено нестабильностью государственной системы управления и террористическими угрозами. Эти обстоятельства вызвали необходимость укрепления вертикали власти на всех уровнях.

В 2011 г. возникла необходимость совершенствования политической системы через демократизацию и децентрализацию. С 2013 г. более демократичным стал способ замещения должности, так как кандидат должен был получить не только поддержку граждан, но и органов местного самоуправления. Это свидетельство того, что в Российской Федерации последовательно осуществляется курс на построение подлинно демократического и правового государства, где народу дано право избирать достойного руководителя субъекта Федерации, способного решать

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Пoхожие научные работы по теме «Государство и право. Юридические науки»

ЗЕЙНАЛОВ ИСА МУСАЕВИЧ, СВАРЧЕВСКИЙ КОНСТАНТИН ГЕННАДЬЕВИЧ — 2006 г.

ЗЕЙНАЛОВ ИСА МУСАЕВИЧ — 2014 г.

ЗЕЙНАЛОВ ИСА МУСАЕВИЧ, СВАРЧЕВСКИЙ КОНСТАНТИН ГЕННАДЬЕВИЧ — 2006 г.

ЗЕЙНАЛОВ ИСА МУСАЕВИЧ, СВАРЧЕВСКИЙ КОНСТАНТИН ГЕННАДЬЕВИЧ — 2006 г.

Источник: http://naukarus.com/k-voprosu-o-poryadke-zamescheniya-dolzhnosti-vysshego-dolzhnostnogo-litsa-subekta-rossiyskoy-federatsii

Порядок избрания высших должностных лиц субъектов РФ.

Кандидаты на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) выдвигаются политическими партиями. Политическая партия вправе выдвинуть кандидатом на указанную должность лицо, являющееся членом данной политической партии, либо лицо, не являющееся членом данной или иной политической партии. Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться выдвижение кандидатов на указанную должность в порядке самовыдвижения.

Президент Российской Федерации по своей инициативе может провести консультации с политическими партиями, выдвигающими кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также с кандидатами, выдвинутыми на указанную должность в порядке самовыдвижения. Порядок проведения таких консультаций определяется Президентом Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации, замещавший должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и отрешенный от этой должности Президентом Российской Федерации, в течение двух лет, исчисляемых со дня вступления в силу указа Президента Российской Федерации об отрешении его от должности и до дня назначения выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), не может быть выдвинут кандидатом на указанную должность ни в одном субъекте Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации, замещавший должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и досрочно прекративший полномочия в связи с отставкой по собственному желанию или в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами, за исключением случая, предусмотренного абзацем седьмым настоящего пункта.

Гражданин Российской Федерации, наделенный полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и осуществлявший эти полномочия не менее одного года, с согласия Президента Российской Федерации может быть выдвинут кандидатом на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), если эти выборы назначены в связи с досрочным прекращением указанных полномочий на основании подпункта «в» пункта 1 статьи 19 настоящего Федерального закона.

Читайте так же:  Право на гражданство по рождению россии

Выдвижение кандидата политической партией и выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Число лиц, необходимое для поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта Российской Федерации и определяется в процентном отношении от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований. Депутаты представительного органа муниципального района, состоящего из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, учитываются только один раз.

В числе лиц, поддержавших кандидата, должны быть от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации. Число лиц, необходимое для такой поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта Российской Федерации и определяется в процентном отношении от общего числа депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов, предусмотренного уставами этих муниципальных районов и городских округов на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации. При этом кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации.

88. Полномочия и порядок отзыва высших должностных лиц субъектов РФ.

Поддержка кандидата осуществляется путем проставления депутатом представительного органа муниципального образования или избранным на муниципальных выборах главой муниципального образования своей подписи на листе поддержки кандидата с указанием даты и времени ее проставления. Подлинность подписи должна быть нотариально засвидетельствована. Отзыв депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования своей подписи не допускается. Порядок сбора указанных подписей и порядок их проверки устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Списки депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, поддержавших кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), публикуются в региональных государственных периодических печатных изданиях в соответствии с законами субъектов Российской Федерации или размещаются на сайтах избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Кандидату на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), выдвинутому в порядке самовыдвижения, помимо получения поддержки депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований необходимо собрать подписи избирателей в количестве, установленном законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) проводятся в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается на срок не более пяти лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд. Срок полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) определяется конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и исчисляется со дня его вступления в должность.

Видео (кликните для воспроизведения).

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Источник: http://cyberpedia.su/12xba08.html

Глава субъекта федерации: требования к кандидату, порядок замещения должности, правовой статус, полномочия

Гражданин РФ наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по представлению Президента РФ законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и конституцией (уставом) субъекта РФ.

Глава высшего исполнительного органа субъекта РФ одновременно является главой соответствующего субъекта РФ. Он избирается гражданами РФ, проживающими на территории данного субъекта РФ и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом. Эта должность замещается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок выборов устанавливается законами соответствующего субъекта РФ.

Высшим должностным лицом субъекта РФ может быть избран гражданин РФ, обладающий в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законом пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет. Высшее должностное лицо субъекта РФ избирается на срок не более пяти лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд.

Читайте так же:  Максимальная нагрузка преподавателя спо

Кандидаты на должность высшего должностного лица субъекта РФ выдвигаются:

политическими партиями. Политическая партия вправе выдвинуть кандидатом на указанную должность лицо, являющееся членом данной политической партии, либо лицо, не являющееся членом данной или иной политической партии.

в порядке самовыдвижения.

В субъектах РФ, в которых не имеется избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов или избранных на муниципальных выборах глав внутригородских муниципальных образований, поддержка кандидата осуществляется депутатами законодательных органов указанных муниципальных образований.

Выборы высшего должностного лица субъекта РФ проводятся в соответствии с настоящим Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», конституцией (уставом) и законом субъекта РФ.

Акты высшего должностного лица субъекта РФ: 1) указы (постановления)- они носят нормативный характер; 2) распоряжения – издаются по конкретным вопросам.

Глава субъекта РФ может быть отрешен от должности за неисполнение своих обязанностей высшим законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ, Президентом РФ, населением соответствующего субъекта РФ в порядке отзыва.

Полномочия Высшего должностного лица субъекта РФ:

а) представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ;

б) обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным органом государственной власти субъекта РФ;

в) формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством субъекта РФ и принимает решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;

г) представляет в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ ежегодные отчеты о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, в том числе по вопросам, поставленным законодательным органом государственной власти субъекта РФ;

д) вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного органа государственной власти субъекта РФ, а также созывать вновь избранный законодательный орган государственной власти субъекта РФ на первое заседание ранее срока, установленного для этого законодательному органу государственной власти субъекта РФ конституцией (уставом) субъекта РФ;

е) вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ с правом совещательного голоса;

ж) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ с иными органами государственной власти субъекта РФ и в соответствии с законодательством РФ может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта РФ с федеральными органами исполнительной власти;

Основные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации:

1.разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии.

2. осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;

3. разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта РФ в законодательный орган государственной власти субъекта РФ проект бюджета субъекта РФ, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта РФ;

4. обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта РФ для представления их высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в законодательный орган государственной власти;

г) формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ

д) управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ в соответствии с законами субъекта РФ, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление субъекту РФ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

е) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством РФ изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции РФ, федеральным законам, а также вправе обратиться в суд;

Источник: http://studopedia.org/8-65327.html

52 Глава субъекта федерации: требования к кандидату, порядок замещения должности, правовой статус, полномочия.

До 2005 г. высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта) избиралось гражданами, проживающими на территории субъекта РФ и обладающими активным избирательным правом, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Однако в конце 2004 г. положение претерпело существенные изменения. Принятый 11 декабря 2004 г. Федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установил, что гражданин РФ наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) по представлению Президента РФ законодательным органом государственной власти субъекта РФ в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом и конституцией (уставом) субъекта РФ.

В случае, если конституцией (уставом) субъекта РФ предусмотрен двухпалатный законодательный орган государственной власти, решение о наделении гражданина полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ принимается на совместном заседании палат.

Законом установлено, что предложение о кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ вносится Президентом в законодательный орган государственной власти субъекта РФ не позднее чем за 35 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица. Кандидатура должна быть рассмотрена в течение 14 дней.

В случае отклонения представленной кандидатуры Президентом не позднее 7 дней повторно вносится предложение о кандидатуре. При двукратном отклонении представленной кандидатуры Президент назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ, но не более чем на 6 месяцев. Временно исполняющий обязанности высшего должностного лица не имеет права распускать, законодательный орган субъекта РФ, вносить предложения об изменении конституции (устава).

Читайте так же:  Если учебный отпуск совпадает с основным

Законом допускается отрешение высшего должностного лица от должности Президентом РФ в связи с утратой доверия Президента, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, в связи с выраженным этому лицу недоверием законодательным органом субъекта РФ.

Высшим должностным лицом может стать гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом, в возрасте не менее 30 лет. Это лицо не может быть одновременно депутатом законодательного органа, депутатом представительного органа местного самоуправления, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Высшее должностное лицо обретает полномочия на срок не более 5 лет и не может занимать указанную должность более двух сроков подряд.

Высшее должностное лицо:

1) представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправлении и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ;

2) обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным органом с последующим возвратом их на новое рассмотрение с мотивированным обоснованием или с предложением об изменениях и дополнениях;

3) формирует высший исполнительный орган государственной власти в соответствии с законодательством субъекта РФ;

4) имеет право участвовать в работе законодательного органа с правом совещательного голоса;

5) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ с иными органами государственной власти субъекта РФ и в соответствии с законодательством РФ может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта РФ с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями.

При ненадлежащем исполнении своих обязанностей полномочия высшего должностного лица могут быть прекращены досрочно. Решение об этом принимается законодательным органом субъекта РФ по представлению Президента РФ. В случае вынесения законодательным органом недоверия высшему должностному лицу решение об этом направляется на рассмотрение Президента РФ для решения вопроса об отрешении высшего должностного лица от должности.

Решение об отрешении от должности либо о временном отстранении от исполнения обязанностей высшего должностного лица доводится до сведения законодательного органа. При этом высшее должностное лицо вправе обжаловать в Верховный Суд РФ соответствующий указ Президента в течение 10 дней со дня его официального опубликования.

Источник: http://studfile.net/preview/3579922/page:27/

Новый порядок замещения должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации: возврат к наделению полномочиями или дальнейшее развитие системы многостепенных выборов? *

Макарцев Андрей Алексеевич, доцент кафедры конституционного и международного права, заместитель декана юридического факультета Сибирского университета потребительской кооперации, член Новосибирской городской муниципальной избирательной комиссии, кандидат юридических наук, доцент.

Автор связывает закрепление в российском законодательстве возможности избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации с развитием в отечественной правовой системе многостепенных выборов. В связи с этим делается вывод о необходимости закрепления многостепенного избирательного права в российском избирательном законодательстве.

Ключевые слова: должностное лицо, наделение полномочиями, законодательный (представительный) орган.

The author connects the necessity of gaining legal support in Russian law for the possibility of electing the highest official of the subject of the Russian Federation by the legislative (representative) body of state power of the subject of the Russian Federation with the development of indirect elections in the domestic legal system. Due to the above, the conclusion is made that multi-stage elections need to gain legislative support in the Russian electoral legislation.

Key words: official, authorization, legislative (representative) agency.

Российская газета. 05.04.2013.

Многостепенные выборы не являются новеллой в отечественной правовой системе. В Российской империи на основе многостепенных выборов избирались гласные губернских земских собраний, Государственная Дума. В ст. 53 Конституции РСФСР 1918 г. закреплялась многостепенная избирательная система формирования съезда Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. В соответствии с Конституцией РСФСР 1978 г. (с изм. и доп., внесенными Законом РСФСР от 27.10.1989 ) на основе прямого избирательного права формировался Съезд народных депутатов РСФСР, который из своего состава избирал Верховный Совет РСФСР.

Закон РСФСР от 27 октября 1989 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1989. N 44. Ст. 1303.

Элементы системы многостепенных выборов можно наблюдать и в современной России. Общепринятым является мнение об избрании на основе многостепенных выборов половины членов Совета Федерации . Формирование этой избирательной системы связывается с принятием в настоящее время уже не действующего Федерального закона от 5 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» . В соответствии с этим Законом члены Совета Федерации — представители законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации избирались депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Конституционное право России / Отв. ред. А.С. Прудников. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. С. 368; Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» / Отв. ред. А.А. Вешняков. М.: Объединенная редакция МВД России, 2007. С. 125.
Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 32. Ст. 3336.

Определяющее значение в формировании системы многостепенных выборов, по нашему мнению, имеет Закон от 11 декабря 2004 г. , который отменил прямые выборы высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. В соответствии с этим Законом российский гражданин наделялся полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Читайте так же:  Установление границ территориальных зон

Федеральный закон от 11 декабря 2004 г. N 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 50. Ст. 4950.

Чертков А.Н. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2006. С. 196.

С принятием Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» система многостепенных выборов была закреплена как возможный вариант выборов органов местного самоуправления. В соответствии с п. 2 ст. 36 этого Закона в уставе муниципального образования могут быть предусмотрены выборы главы муниципального образования представительным органом муниципального образования. В муниципальных районах многостепенные выборы могут быть использованы как возможный способ формирования представительных органов муниципального образования. Статья 35 Закона предусматривает формирование представительного органа муниципального района из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства.

Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 40. Ст. 3822.

В связи с вышесказанным можно предположить, что закрепление многостепенных выборов в качестве возможной процедуры замещения должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации определит одно из направлений дальнейшего развития отечественного избирательного права. Система многостепенных выборов не противоречит Конституции Российской Федерации, которая не закрепляет прямые выборы как единственный способ формирования органов публичной власти и их должностных лиц. С одной стороны, прямые выборы обеспечивают тесную связь избирателей и выборного лица, максимальную возможность населения влиять на поведение избранного им лица . Но с другой стороны, многостепенные выборы представляют собой своеобразное «сито», посредством которого производится отбор кандидатов. Эта система выборов направлена на отсеивание случайных лиц, оставляя более зрелых и надежных кандидатов .

Сергеев А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования. М.: ТК «Велби»; Проспект, 2006. С. 136.
Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть / Отв. ред. Б.А. Страшун. М.: НОРМА, 2005. С. 430.

Международными избирательными стандартами не запрещается использование многостепенных выборов при формировании публичных органов. На международном уровне лишь предъявляется требование формирования одной из палат национального законодательного органа в ходе всенародных выборов. В п. 7.2 Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 29 июня 1990 г. закрепляется, что все мандаты, по крайней мере в одной из палат национального законодательного органа, должны быть объектом состязательности кандидатов в ходе всенародных выборов. Аналогичное положение содержится и в иных правовых актах международного права. Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках Содружества Независимых Государств устанавливает в п. 3 ст. 4, что «если национальный законодательный орган является двухпалатным и часть или все депутатские мандаты другой его палаты не являются объектом свободной состязательности кандидатов и (или) списков кандидатов в ходе всенародных выборов, то это не противоречит настоящей Конвенции» .

Международные избирательные стандарты: Сборник документов / Отв. ред. А.А. Вешняков. М.: Издательство «Весь Мир», 2004. С. 335 — 348.
Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках Содружества Независимых Государств (заключена в г. Кишиневе 07.10.2002) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 48. Ст. 4971.

Непрямые выборы находят отражение в избирательном законодательстве зарубежных стран. Так, в книге второй Избирательного кодекса Франции закрепляется порядок избрания коллегией выборщиков сенаторов от департаментов . Аналогичный подход в определении предмета национального избирательного права проводится и в законодательстве Казахстана. Введение в структуру Конституционного закона Республики Казахстан от 28 сентября 1995 г. «О выборах Республики Казахстан» ст. 5 «Прямое избирательное право» и ст. 7 «Косвенное избирательное право» позволяет сделать вывод о включении в предмет избирательного права общественных отношений, связанных с проведением прямых и непрямых выборов .

Сборник нормативных правовых актов зарубежного избирательного законодательства / Отв. ред. А.А. Вешняков. М.: Весь Мир, 2004. С. 251 — 253.
Конституционный закон Республики Казахстан от 28 сентября 1995 г. «О выборах Республики Казахстан» // Конституционное право Республики Казахстан: Сборник конституционно-правовых актов / Сост. С.Г. Шеретов. Алматы, 2008. С. 153.

В контексте закрепления многостепенных выборов в качестве способа замещения должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации необходимо и в российском избирательном законодательстве закрепить стандарты их проведения. Это позволит определить содержание системы многостепенных выборов, принципы их проведения. Включая общественные отношения, связанные с многостепенными выборами высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, депутатов представительных органов муниципальных районов в предмет российского избирательного права, мы определяем условия проведения прямых и многостепенных выборов: назначение, общие требования для реализации активного и пассивного избирательного права и т.д. Таким образом, некоторые запреты и ограничения, закрепленные в современном избирательном законодательстве, получат распространение и на многостепенные выборы.

Руденко В.Н. Прямая демократия: модели правления, конституционно-правовые институты. Екатеринбург: УрО РАН, 2003. С. 308.
Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юристъ, 1999. С. 215.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://wiselawyer.ru/poleznoe/68837-novyj-poryadok-zameshheniya-dolzhnosti-vysshego-dolzhnostnogo-lica

Замещение должности высшего должностного лица
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here